В 80-е годы XIX века русские стали проявлять все больше интереса к огромным территориям одряхлевшей Китайской империи (впрочем, не они одни, европейцы, особенно британцы, этот интерес проявили гораздо раньше). В приграничные районы Китая зачастили русские офицеры, которые помимо "инспектирования" состояния границы активно знакомились и с состоянием китайской армии, составляя потом весьма подробные отчеты.
В тот период китайская армия представляла собой в глазах европейского офицера довольно пестрое зрелище: сплав старинных традиций и столь же старинного оружия с более или менее современными военными приемами и таким же оружием. Согласно отчетам, практиковали в китайской армии и то, что сегодня называют "боевыми искусствами"...В 80-е годы XIX века русские стали проявлять все больше интереса к огромным территориям одряхлевшей Китайской империи (впрочем, не они одни, европейцы, особенно британцы, этот интерес проявили гораздо раньше). В приграничные районы Китая зачастили русские офицеры, которые помимо "инспектирования" состояния границы активно знакомились и с состоянием китайской армии, составляя потом весьма подробные отчеты. В тот период китайская армия представляла собой в глазах европейского офицера довольно пестрое зрелище: сплав старинных традиций и столь же старинного оружия с более или менее современными военными приемами и таким же оружием. Согласно отчетам, практиковали в китайской армии и то, что сегодня называют "боевыми искусствами".
Так, поручик Б. Громбчевский, старший чиновник особых поручений при военном губернаторе Ферганской области, посетив Южную Кашгарию в августе - ноябре 1885 года и понаблюдав за учениями китайской пехоты написал:
Во время упражнений с двумя саблями солдаты в шеренге стоят в 5 – 6 шагах друг от друга, вращая обеими саблями с такой скоростью, что их движения неразличимы для глаза. При этом вращающий саблями воин делает прыжки вбок или вверх, выпрямляется во весь рост или приседает к земле. Упражнение продолжается 12–15 минут без перерыва, и, должно быть, выполнять его весьма мучительно. (Громбчевский Б. Л. Путешествия по Центральной Азии. — СПб., 2019).
Вполне созвучны с записками поручика Б. Громбчевского записки полковника Генерального штаба Ю. Сосновского, посетившего Китай несколько раньше - в 1874 - 1875 годах и также обратившего пристальное внимание на боевую подготовку китайской армии. Отмечая архаичность тактики и вооружения китайских подразделений, он упомянул и "одиночное фокусничество", которое обычно демонстрировалось китайцами на своеобразных "учениях":
Прошло не очень много времени и в 1900 году русские подразделения сошлись в сражении с китайскими: в Китае вспыхнуло т.н. "Восстание боксеров" (1900 - 1901). Однако, в воспоминаниях русских офицеров, касающихся этих боев, появление этих "фокусников" и "акробатов" никак не отмечено. Можно предположить, что они не сделали ничего такого, чтобы заставило авторов мемуаров запомнить или записать. А вот английскому офицеру, лейтенанту Кейту Стюарту Маккензи, автору "Записок о Второй кампании в Китае" (Mackenzie K.S. Narrative of the Second Campaign in China. London, 1842) повезло больше - он видел этих мастеров в бою. Правда, случилось это в ходе т.н. Первой опиумной войны, в 1840 году. Он также запомнил парные сабли и отметил, что солдат, вооруженный этими саблями, обычно выходил перед фронтом других солдат, "совершая множество необычных движений и обрушивая на противника множество оскорблений". Однако британских солдат это не смутило: "один или два из этих военизированных фигляров были подстрелены нашими солдатами, после чего они перестали выходить вперед".
О японских боевых искусствах глазами русского офицера (1880 год) можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии