Но вернемся к записям Палласа: «В некотором расстоянии далее мы посетили несколько черкесских деревень князя Девлетуко из рода Тамби. Вокруг этих деревень на возвышенностях, мы заметили много земляных курганов, которые, по-видимому, не являются черкесскими по происхождению, но принадлежат какому-нибудь очень бедному племени из этого народа.
Повсюду мы встречали черкесские надмогильные памятники, сложенные из кирпича или камней. На прямой линии к этим деревням мы обнаружили внушительные надмогильные памятники, принадлежащие фамилии князя Джамбулата. В направлении восток-запад, хотя и не по прямой линии, мы насчитали 6 каменных надмогильных сооружений. Перед последним мавзолеем мы видели надмогильный курган, на котором стоит надгробный памятник Хаджи, с надписью на камне; по соседству находится много других надгробных памятников, сложенных частью из белого мягкого известняка и окруженных оградой из плетня или просто покрытых кучей камней. Следующий и наиболее значительный монумент предстНо вернемся к записям Палласа: «В некотором расстоянии далее мы посетили несколько черкесских деревень князя Девлетуко из рода Тамби. Вокруг этих деревень на возвышенностях, мы заметили много земляных курганов, которые, по-видимому, не являются черкесскими по происхождению, но принадлежат какому-нибудь очень бедному племени из этого народа. Повсюду мы встречали черкесские надмогильные памятники, сложенные из кирпича или камней. На прямой линии к этим деревням мы обнаружили внушительные надмогильные памятники, принадлежащие фамилии князя Джамбулата. В направлении восток-запад, хотя и не по прямой линии, мы насчитали 6 каменных надмогильных сооружений. Перед последним мавзолеем мы видели надмогильный курган, на котором стоит надгробный памятник Хаджи, с надписью на камне; по соседству находится много других надгробных памятников, сложенных частью из белого мягкого известняка и окруженных оградой из плетня или просто покрытых кучей камней.
Следующий и наиболее значительный монумент представлял собой открытую квадратную стену в 7 аршин длиной, с шаром на каждом углу. Наше внимание было привлечено двумя октагональными часовнями, возведенными из обработанного камня, имеющими очень толстые стены, которые оканчивались сводами и были украшены шарами, диаметр которых равен примерно двумя саженям, и внутренняя высота которых равна двум с половиной саженям. В трех шагах далее находится еще более широкая стена, каждая сторона которой имеет 10 аршин и украшена шаром в каждом углу. Через 24 шага отсюда мы пришли к другой часовне, имеющей 6 аршин в диаметре и покрытой квадратным сводом. В 20 шагах к югу от нее мы увидели камень высотой в 6 футов, он был пробит насквозь в двух его углах. Немного к югу, около первой квадратной стены, мы заметили на склоне небольшое надмогильное сооружение в форме вытянутого прямоугольника 6 футов высотой, покрытое крышей в форме клина. Все эти сооружения имели на южной стороне и в центре стен окна, которые служили в качестве входа; над этими окнами имеются каменные изображения татарского характера, высеченные в форме низкого рельефа, выкрашенного в красный цвет; у меня не было времени их скопировать. Все эти часовни построены из мягкого камня, весьма пригодного для изготовления скульптур, и из белого мергеля такой же мягкости. Среди камней этих погребений я нашел сорта черной и красной лавы, которые были совершенно легко различимы и имели, очевидно, вулканическое происхождение, однако я ничего не смог разузнать относительно их действительного происхождения».
Кристиан Гейслер запечатлел эти погребальные объекты, озаглавив свой рисунок «Склепы семейства черкесского князя Джамбулата в долине реки Баксан». А вот каким спустя чуть более 70 лет увидел данные захоронения археолог Николай Нарышкин, побывавший в этих местах летом 1867 года. В «Отчете об экспедиции в Балкарию и Кабарду» он писал: «Местность, начиная от аула вплоть до впадения реки Гунделен в Баксан, была покрыта множеством могил, означенных грудами камней и местами довольно правильной формы памятниками, похожими на круглые или квадратные часовни с окнами, обращенными к Мекке, и над которыми хорошо сохранились арабские надписи, относящиеся большей частью к половине прошлого столетия. Таких часовен (кабур) было особенно много при впадении реки Гунделен на левом берегу Баксана. Здесь, на пространстве в несколько десятин, их было до двадцати, кроме обыкновенных могильных могамметанских (так в оригинале – авт.) столбов. Не представляя никакого археологического интереса, памятники и надписи не заслуживали быть снятыми».
Вот такое печальное резюме: «не заслужили быть снятыми». В результате мы не имеем сегодня фотографии этого места, каким оно было в 1867 году, но знаем, что памятников насчитывалось «до двадцати».
А вот какое упоминание об этих объектах находим знаменитого кавказоведа Леонида Лаврова в его работе «Об арабских надписях Кабардино-Балкарии» (1960): «В 1888 г. археолог Долбежев зафиксировал несколько мавзолеев в окрестностях сел. Атажукина (ныне – Заюково). Говоря о стоявшем тогда в этой местности четырехгранном мавзолее, он замечает, что, «судя по арабской надписи, находящейся на южной стороне этого здания, оно относится к 1122 г. мусульманского летоисчисления, т.е. к 1710 г. от Р.Х. Несколько шагов на ю.-з. от этой гробницы находится целое кладбище с памятниками вроде высоких стоячих каменных плит с высеченными на них арабскими надписями и различными арабесками. Надписи эти, к сожалению, сохранились отчасти, так что восстановить их можно только по догадкам. Кроме того, часто встречаются и неправильно начертанные знаки. Здесь же находится несколько гробниц, подобных вышеупомянутому зданию 1710 г., но уже разрушившихся. На одной из них уцелела арка над восточным отверстием в стене. В арабской надписи, помещенной над аркой, значится 1211-й год хиджры, соответствующий 1796-1797 г. нашего летоисчисления». Кроме того, на шестигранном мавзолее у того же селения была «заметна неясная арабская надпись» и на восьмигранном-также «нечеткая надпись на арабском языке».
Свежие комментарии