Чеченский историк и этнограф XIX века Умалат Лаудаев родившийся в 1830 году, оставил интересную заметку о черкесах Кабарды. "Был один народ, действительно несший воинскую культуру. Это были кабардинцы. Законодатели моды на Кавказе, они первыми ввели на Северном Кавказе четкую социальную дифференциацию: князья, дворяне, крестьяне, рабы.
Военизированный строй...Чеченский историк и этнограф XIX века Умалат Лаудаев родившийся в 1830 году, оставил интересную заметку о черкесах Кабарды.
"Был один народ, действительно несший воинскую культуру. Это были кабардинцы. Законодатели моды на Кавказе, они первыми ввели на Северном Кавказе четкую социальную дифференциацию: князья, дворяне, крестьяне, рабы. Военизированный строй.
И все вот эти танцы, газыри, тактика боя - всё от кабардинцев. Но сами-то кабардинцы фактически проиграли, растеряв подвластную им огромную территорию, весь Восточный Кавказ.
Они смогли лишь дать всему Кавказу моду, воинственный стиль поведения.... Каста жестоких воителей, местных самураев, рабовладельцев. Но кастовые дворяне никогда не смогут решить, кто главный, никому не подчиняются и в итоге гибнут в междоусобицах.
Так вот именно культура кабардинских уорков и есть подлинный источник того образа горца, который появился в 19 веке в русской классической литературе."
Г.Садулаев , анализируя труд Лаудаева резюмирует : "Территориальные приобретения кабардинцев, кочевавших «от моря до моря», были зыбкими, как буруны в терских песчаниках. Они захватывали много земель и устанавливали свой протекторат над многими обществами, включая чеченцев и ингушей, но постепенно их вытесняли, в результате чего они теряли власть, контроль и вынуждены были бежать дальше, пока не остались на весьма скромной по площади территории.
Тем не менее целых три столетия в жизни Северного Кавказа прошли под знаком Кабарды. Кабардинцы стали законодателями мод во всех отношениях: в одежде, воинском искусстве, коневодстве и наездничестве, в танцах, музыке, кулинарии, в построении социальной и политической жизни. Тот образ жителя Северного Кавказа, который сейчас приходит к нам на ум и встает перед нашими глазами, едва ли не целиком и полностью сформирован кабардинцами и под влиянием кабардинцев: черкеска, башлык, папаха, газыри, кинжал, шашка; методы ведения войны мелкими группами, тактика пластунов; песни, пляски, горская поэтика, культ и образ «горного орла», декларации о свободе, независимости, благородстве и пр. — все это кабардинцы.
Сейчас принято, принося факты в дань политкорректности, говорить, что «народы Северного Кавказа вместе формировали свою общую культуру». Вместе, конечно, никто не спорит. В Париже и Петербурге вместе формировали моду на женские бальные платья. Однако в Петербурге копировали парижский фасон, а не наоборот.
Кабарда была «Парижем» для Северного Кавказа, и у нее учились всему. В том числе и вайнахи в этот период переняли у кабардинцев значительную часть «своей» национальной экзотики." [Г. Садулаев. «Прыжок волка. Очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней».]
Статьи:
Туристический сезон в Сочи продлят до 1 ноября
Власти Краснодара продолжают изымать землю для строительства дорог в…
Английские журналисты утверждают, что "Барселона" согласилась продать Месси "Манчестер Сити"
Четвертый день подряд в России увеличивается суточный прирост заболевших коронавирусом
Источник
Свежие комментарии