Свежие комментарии

  • Alex Немо
    И не плохо бы автору для начала позаниматься русским языком. Ну так, просто чтобы стыдно не было за то что он постит.Черкесы во Второй...
  • Алексей Сафронов
    ...по страданиям о поражениям и потерям Чуркесов, ещё остались те, кто произошедшее в те времена с ними, хочет приотк...К 250-летию начал...
  • Алексей Сафронов
    Наверняка, это многословное словоблудие, отражает точку зрения адептов из остатков вымершего народа на северном Кавка...К 250-летию начал...

Образование на Кавказе (Часть вторая)

Да, можно говорить о предоставлении горской интеллигенции прав на образование своих детей.

Да, можно говорить о предоставлении горской интеллигенции прав на образование своих детей, но эта возможность была сугубо эгалитарной и избирательной. К примеру, в списке адыгов обучавшихся в пансионе Ставропольской гимназии значатся преимущественно дети князей, офицеров, юнкеров и дворяне, к примеру Улагай Келемет – сын офицера или Атажукин Атажук – сын князя.

Обратимся к статье Наимы Нефляшевой – старшего научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований, Института Африки РАН. Кандидату исторических наук, доценту.

Образование на Кавказе (Часть вторая)
ОБРАЗОВАНИЕ НА КАВКАЗЕ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Проблемы взаимоотношений с кавказскими элитами, формирование новых лояльных элит из детей кавказской аристократии, наряду с задачей силового воздействия на элиты из «непокорных горцев», всегда были вопросом вопросов кавказской политики Петербурга.

При Воронцове именно система образования, созданная на Кавказе при его непосредственной поддержке, стала обеспечивать непрерывную поставку пророссийски ориентированных горцев Кавказа на службу империи. Воронцов всячески подчеркивал, что только при условии подготовки людей с высшим образованием из кавказских горцев управление краем будет успешным и стабильным.

Во времена наместника был учрежден Кавказский учебный округ, объединивший учебные заведения Северного Кавказа и Закавказья. Централизованная структура позволяла лучше контролировать процесс образования в регионе.

На Северном Кавказе кузницей кадров, не одно десятилетие поставлявшей империи образованных кавказцев, стала Ставропольская мужская гимназия. В гимназии, а это была идея самого Воронцова, русские воспитанники учили кавказские языки (балкарский, карачаевский, черкесский). По поручению Воронцова для горских народов были специально составлены особые буквари с использованием арабского алфавита. Для гимназистов-мусульман в гимназии была выделена молельная комната.

Воронцову, как ни одному из его предшественников и последователей, удалось запустить процесс, который сегодня мы бы назвали интеграцией; в русских гимназиях и университетах, преимущественно в Закавказье, были сформирован целый социальный слой, воспринимающий имперскую власть как власть, объединяющую общество и стоящую над ним.

Но в списках есть и ученики сельского происхождения так Алиев Асланбек, Мышинов Тембот и сын кулака Дударов Темрюк. Но следует отметить, что они были зачислены в период с 1896 по 1900 годы, только спустя почти полвека с момента зачисления первых горцев в гимназию.

Открытые Российской империей учебные заведения на Кавказе не решали проблему безграмотности общей массы населения, и не ставили ее своей задачей, образование на Кавказе так и оставалась эксклюзивной привилегией малой части населения, раньше горцы ездили в Стамбул или Каир – где получали не только исламское, но и медицинское образование. Какое-то время эта модель получения навыков продолжала сосуществование с российским образовательным проектом.

Проблема неграмотности будет решена только после октябрьской революции 1917 года.

По данным первой Всероссийской переписи населения, грамотность адыгов к 1920 г. составляла 16,3%. В Адыгее были созданы чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. В первую очередь свою неграмотность должны были ликвидировать работники государственных учреждений, а затем – всё население в возрасте от 14 до 30 лет. При личном участии Хакурате в конце второй пятилетки в области действовало 219 школ в том числе 57 адыгских, а грамотность населения Адыгеи поднялась до 97, 3 %.

[img]"[/img]
Шахан-Гирей Хакурате Шахан-Гирей Хакурате

Надежда Крупская по достоинству оценила достижения Шахан-Гирея Хакурате в ликвидации безграмотности, отметив что теперь маленькая Адыгея достигла успехов хваленой капиталистической Англии.

Подводя итог с уверенностью, можно сказать, что Ставропольская гимназия и образовательная система Российской империи на Кавказе ставила своей первоочередной задачей интеграцию региона в российском историко-культурном пространстве, где ликвидация безграмотности и доступность образования отходили на второй план. Только в первой трети 20 века уже советскому правительству удалось в кратчайшие сроки ликвидировать безграмотность и предоставить доступ к образованию для широких масс кавказских народов.

СМОТРИТЕ ВИДЕО-РОЛИК О СТАВРОПОЛЬСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ И ГОРСКИХ ВОСПИТАНИКАХ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ССЫЛКА НА ЮТУБ - ПРОБУЖДЕНИЕ (жмите на надпись)

ССЫЛКА НА ИНСТАГРАМ - ПРОБУЖДЕНИЕ (жмите на надпись)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх