В феврале 1805 г. последовала настоящая отповедь на записку Измаил-бея Атажукина со стороны князя Цицишвили. Он отверг все пункты Измаил-бея и возмущение кабардинцев полностью свел к действию внешних сил: «российскому правлению по столь давнему с кабардинцами обращению должно быть ведомо, что не на сих причинах основывается их общее восстание, а всегда на подстреканиях турецкого двора, а ныне и персидского мнимого шаха».
(Донесение кн. Цицианова гр. Кочубею, от 28 февраля 1805 г., № 126 // АКАК. Т. II. С. 960-961)...В феврале 1805 г. последовала настоящая отповедь на записку Измаил-бея Атажукина со стороны князя Цицишвили. Он отверг все пункты Измаил-бея и возмущение кабардинцев полностью свел к действию внешних сил: «российскому правлению по столь давнему с кабардинцами обращению должно быть ведомо, что не на сих причинах основывается их общее восстание, а всегда на подстреканиях турецкого двора, а ныне и персидского мнимого шаха». (Донесение кн. Цицианова гр. Кочубею, от 28 февраля 1805 г., № 126 // АКАК. Т. II. С. 960-961).
В ночь с 8 на 9 марта 1805 г. Глазенап переходит Малку и приступает к своей второй масштабной карательной экспедиции против населения Кабарды. Н. Ф. Грабовский уделяет ей крайне мало внимания, ограничившись ремаркой: «конечным результатом этой экспедиции было сожжение 80 непокорных аулов». (Грабовский Н. Ф. Присоединение... С. 186).
Б. К. Мальбахов подчеркивает, что «все военные действия, имевшие место во время мартовской экспедиции 1805 года, происходили по долине Баксана». (Мальбахов Б. К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова (1722-1825). Нальчик, 1998. С. 160). Развернутое описание мартовской экспедиции 1805 г., данное авторами «Утверждения...», в весьма существенной степени уступает детальности того описания, которое содержится в этом труде о событиях 1804 г. Согласно авторам «Утверждения...», в марте 1805 г. войска Глазенапа уничтожали аулы: «Глазенап простоял на Кыз-Буруне до середины марта, ежедневно предпринимая экспедиции для разорения окрестных неприятельских аулов и отгона табунов». Количество аулов и их названия не приводятся, но делается такой вывод: «Громадные потери, понесенные кабардинцами за это время как в людях, так и в имуществе, вынудили их, наконец, покориться. Главные вожаки ушли за Кубань, остальные же князья и народ принесли присягу на верность и выдали аманатов». (Утверждение русского владычества... Т. III. Ч. 1. С. 72). По всей видимости, под 80-ю сожженными аулами Грабовский имел в виду общий итог двух экспедиций Глазенапа в Кабарду 1804-1805 гг. 11 марта 1805 года состоялось сражение между русскими войсками и черкесами. Указом императора Александра Первого от 14 августа 1805 года учреждена золотая медаль "За отличие в сражении с кабардинцами". На лицевой стороне медали изображён портрет императора Александра Первого. А на оборотной стороне под императорской короной, изображение вензеля императора Александра Первого. Медали носились на шейной ленте ордена Св.Александра Невского (красная лента). Медалью были награждены всего 8 человек - есаулы и хорунжие Кубанского, Моздокского, Хоперского, Гребенского и Донского (казачьих) полков за сражение 11 марта 1805 года против кабардинцев.
Медаль за отличие в сражении с кабардинцами (1805)
Описание
Лиц. ст. Вправо обращенное, раннее изображение молодого императора Александра I. По окружности надпись: "Б.М. Александръ I. Императоръ и самодержецъ Всеросс".
Об. ст. Во все поле медали, под императорской короной, изображение витиеватого вензеля имени императора Александра I.
Золото. Диаметр 41 мм.
Историческая справка
Учреждена императором Александром I 14 августа 1805 года. По сведениям известного "медалиста" - эмигранта В.Г. фон Рихтера, этой медалью "были награждены есаулы и хорунжие (всего 8 человек) Кубанского, Моздокского, Хоперского, Гребенского и Донского (казачьих) полков за сражение против кабардинцев 11 марта 1805 года".
Медаль вручалась на шейной ленте ордена Св. Александра Невского.
Глазенап сосредоточил отряд в станице Прохладной; распустив слух, что идет в Чечню, и отвлекши этим внимание кабардинцев, в ночь на девятое марта он внезапно сделал громадный шестидесятиверстный переход и неожиданно очутился на равнине посреди многочисленных кабардинских табунов и стад. Все табуны и стада захвачены были сразу, и в десять часов вечера отряд остановился ночевать на реке Баксан в Кис-Бурунском ущелье.
А между тем, едва отряд принялся за ужин, как вдруг загремела ружейная пальба, послышался пронзительный татарский гик и барабаны по всему бивуаку забили тревогу. Дело было в том, что горцы, спустившись с гор, открыли через речку сильный огонь по лагерю. Все это произошло так внезапно, и беспорядок в отряде был так велик, что многие уже думали, что горцы ворвались в лагерь. Артиллерия открыла картечный огонь наудачу. К счастью, гребенцы и егеря, занимавшие лагерную цепь, скоро отогнали кабардинцев. Тем не менее тревоги возобновлялись в течение ночи несколько раз, и отряд до утра стоял под ружьем. Под утро все успокоилось, и разведка, произведенная из лагеря, показала, что только верстах в восьми от Баксана, в большом ауле, сосредоточено сильное скопище горцев.
Однажды случилось дело и более серьезное. Горцы среди белого дня напали на фуражиров; устроив засаду и пропустив мимо себя авангард, они бросились на вьюки и обозы, поставя колонну в такое положение, что Глазенап должен был ввести в бой почти весь свой отряд. Но то были уже последние вспышки восстания. Громадные потери, понесенные в битвах, а главное – захват скота и табунов, заставили кабардинцев смириться. Главные вожаки их, владетельные князья, ушли за Кубань.
Свежие комментарии