На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Религиозные верования у меотов

В религии меотов мы находим отголоски более ранних религиозных представлений как анимизм - представление о душе - верований в потусторонний мир, что было связано с культом предков и нашло отражение в погребальном обряде, пережитки тотемизма и долго существовавшей магии в ее различных формах. Развитие земледельческого хозяйства приводит к появлению аграрных культов и божеств, к распространению солярного культа.

Широко был распространен культ богини Матери-земли, богини плодородия, в лице которой обожествлялись производительные силы природы.

Религиозные верования у меотовВ религии меотов мы находим отголоски более ранних религиозных представлений как анимизм - представление о душе - верований в потусторонний мир, что было связано с культом предков и нашло отражение в погребальном обряде, пережитки тотемизма и долго существовавшей магии в ее различных формах. Развитие земледельческого хозяйства приводит к появлению аграрных культов и божеств, к распространению солярного культа. Широко был распространен культ богини Матери-земли, богини плодородия, в лице которой обожествлялись производительные силы природы. На меотских городищах найдены антропоморфные глиняные статуэтки, на золотых пластинах из кургана Карагодеуашх и из с. Мерджаны имеются изображения Великой богини плодородия. В синдо-меотском пантеоне наравне с женским божеством - богиней плодородия, богиней домашнего очага, мы находим и мужское божество. Выделение родоплеменной аристократии привело к появлению чисто патриархального культа предка - родоначальника, покровителя родовой аристократии и вождя-военачальника, стоявшего во главе племени.

У меотов существовали и мифы, но из-за отсутствия письменных источников мы ничего о них не знаем. Но то, что мифы были, говорят некоторые изображения на предметах местного изготовления. Выше упоминалось о золотых колпачках из Курджипского кургана, изображения на которых Л. К. Галанина в своей монографии о Курджипском кургане связывает с местным эпическим сказанием. Большой интерес представляет серо-глиняный горшочек с процарапанными по серой глине изображениями, найденный нами в погребении I в. н. э. при раскопках Старокорсунского второго городища в 1975 г. Изображения на сосуде составляют два сюжета: сцена сражения (боя) и сцена охоты на оленя. Первая является центральной. Воины вооружены длинными копьями и луком. Один из них убит и обезглавлен. Второй сюжет представляет сцену охоты на оленей с собаками. Рога у оленей в виде солнца (овал с отходящими лучами). В грудь одного оленя направлена летящая стрела, но кем она выпущена неизвестно, так как сражающийся воин с луком стоит спиной и к сцене охоты отношения не имеет. В связи с этим стоит вспомнить, что в нартском адыгском эпосе кузнец Тлепш изготовлял волшебные самонаводящиеся стрелы, неотвратимо преследовавшие избранную жертву до тех пор, пока они ее не сразят. Не такая же ли стрела изображена на данном сосуде? Несомненно, что обе сцены органически связаны между собой и хорошо известным для меотов мифом.

В эпоху раннего железного века зарождается нартский эпос. Крупнейший кавказовед Е. И. Крупнов в своей монографии "Древняя история Северного Кавказа" писал: "Нарты - один из самых древних эпосов. Основное ядро главных сказаний нартского эпоса отчетливо отражает сущность своей эпохи и было создано в ранний период железного века". В сказаниях о нартах отразились различные формы общественной жизни, начиная с явных пережитков родственных отношений на матрилокальной основе до возникновения феодализма.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх