На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Историография адыгского народа

К великому сожалению, адыгская историография зашла в тупик. Выдвинутые теории происхождения адыгского народа, которые раньше рассматривались как единственно верные, сегодня трещат по швам. Причина тому археологические данные по Западному Кавказу, которые в достаточной мере реконструируют этнокультурную среду Средневековья Западного Кавказа. Памятники этого региона, датируемые Высоким Средневековьем, не обнаруживают связи с адыгами. Первые памятники, которые достоверно связываются с адыгским этносом относятся к Позднему Средневековью. Ретроспективный анализ археологических памятников адыгской атрибуции останавливается на XV веке. В памятниках, которые датируются более ранним временем, эта атрибуция отсутствует. Несостоятельность адыгской историографии проявляется и при требовании строгой научной доказательности. Не наблюдается какой-либо верифицируемой связи адыгского этноса с античными или средневековыми этносами Западного Кавказа. Ни меоты с синдами, ни керкеты с зихами, ни касоги, ни

К великому сожалению, адыгская историография зашла в тупик. Выдвинутые теории происхождения адыгского народа, которые раньше рассматривались как единственно верные, сегодня трещат по швам. Причина тому археологические данные по Западному Кавказу, которые в достаточной мере реконструируют этнокультурную среду Средневековья Западного Кавказа. Памятники этого региона, датируемые Высоким Средневековьем, не обнаруживают связи с адыгами. Первые памятники, которые достоверно связываются с адыгским этносом относятся к Позднему Средневековью. Ретроспективный анализ археологических памятников адыгской атрибуции останавливается на XV веке. В памятниках, которые датируются более ранним временем, эта атрибуция отсутствует.

Несостоятельность адыгской историографии проявляется и при требовании строгой научной доказательности. Не наблюдается какой-либо верифицируемой связи адыгского этноса с античными или средневековыми этносами Западного Кавказа. Ни меоты с синдами, ни керкеты с зихами, ни касоги, ни средневековые черкесы, не обнаруживают связи с адыгами. Хотя эти народы рассматривались как предки адыгов, а связанные с ними теории считались даже верными.

Если останавливаться на средневековых черкесах, то нужно отметить, что достаточных оснований для связывания их с адыгами нет. Существующие аргументы противоречат отдельным фактам так, что нельзя удовлетворительно объяснить связь, каким образом средневековые черкесы-тюрки стали потом адыгами?

Историография адыгского народа
Хазар Хазар

В 1863 году в своей статье «Черкесы, казаки и адехе» Григорий Иванович Филипсон обосновал предположение о тюркском происхождении средневековых черкесов.

... в настоящее время на всем Кавказе нет народа, который бы сам себя называл Черкесами. Это имя придают Русские на Кавказе безразлично Горцам северной стороны гор, вместе с другими названиями столько же не точными: Азиаты, Азия, Орда, Татарва. Люди более образованные дают название Черкесов всем жителям северного ската гор включительно от Кабарды, Малой и Большой, до Анапы и устья Кубани. Это же нашли удобным почти все наши писатели, за исключением немногих, называющих Черкесами преимущественно народ Адехе, т.-е. Натухайцев, Шапсугов, Абадзехов, Убыхов, некоторые мелкие народцы того же племени и наконец Кабардинцев, хотя эти последние сами себя не называют Адехе.

Черкасы были племени тюркского, равно как Половцы или Команы. Сии последние сами себя называли Capchat, как говорит путешественник ХIII века, Рубруквис. Абульгази дает общее имя Кипчак всем народам, обитавшим между реками Доном, Волгою и Яиком, и причисляет их к Татарам. Анна Комнина пишет, что Печенеги и Команы говорили одним языком. Но Команы и Черкасы отнюдь не из одного места пришли в югозападную Россию. Команы — азиатские Татары, а Торки, Берендеи и проч., то есть Черкасы—давние жи­тели Кавказа, у подножия которого мы уже видели их город Торческ. Но скоро их древнее отечество яснее обозначилось. Под 1187 годом киевская летопись упоминает о Казаках, живших по украйнам, то есть южным пределам тогдашней России. Эти Казаки, умножившись по нашествии Татар новыми толпами удальцов бездомовных, посвятивших себя военному ремеслу, составили ядро Запорожских казаков, -которые правильное устрой­ство, как народ и как войско, получили только в начале XVI века. Не только Запорожские казаки всегда на­зывались Черкасами, но вей нынешняя Малороссия и Украйна не имели другого названия как Черкасский народ. Это имя даётся им позже во всех актах и грамотах монархов российских даже до конца царствования Екате­рины II. Столько фактов, без сомнения, дали Карамзину пол­ное право сказать, что Черкасы, Казаки и Касоги суть разные имена одного и того же народа. Чтоб ещё более объяснить этот вывод, вспомним что Черкасы являются в нашей истории в первый раз в 985 году, то есть чрез двадцать лет после разорения Святославом Белой Вежи и разрушения, между Волгой и Доном, Хазарской державы, в составь которой входили и Касоги. Заметим притом, что во времена Владимира Мономаха (около 1121 года) новые толпы Черкасов по­селились на Днепре, гонимые Команами от Дона, где они, вероятно, казаковали вместе со сбродом множества других племён, входивших в состав тогда уже разрушенной Хазарской державы. Так, наши летописи под 1147 годом в первый раз упоминают о Бродниках, говоря, что они были христиане, обитали среди варваров, уподоблялись им дикою жизнью и вероятно состояли частью из беглецов Русских. Они за деньги служили нашим князьям в их междоусобиях. Заметим и то, что около того же времени пришли Беловежцы и близь места жительства Черкасов, своих прежних соотечественников по Хазарской державе, выстроили новый город под прежним именем Белой-Вежи, вместе с тем обрусели, приняли христианскую веру и сделались известными под именем казаков, сначала Украинских, а потом Запорожских.

Шарден, бывший в Абхазии в 1672 г. пишет, что „Карачиоли или как Турки называют их Карачеркесы, суть северные Черкесы.

Заметим, что Карачаевцы и до сих пор называют казаками тех из своих соплеменников, которые живут в отдельных пещерах, находящихся в верховьях речек, вытекающих из подошвы Эльбруса. Слову, казак они придают значение: одинокого, бессемейного. С другой стороны, у одноплемённых Карачаевцам Киргиз-Кайсаков, мы и по сие время находим, что одно племя, кочующее между Каспийским и Аральским морями, называется «Черкес». Эти соображения и свидетельство Шардена замечательным образом подтверждают тождественность Карачаевцев, Касогов и Черкасов наших летописей.

Предположение Филипсона — это его собственное мнение, но тем не менее если хотим доказать связь адыгов и средневековых черкесов, то его нельзя игнорировать. Мы должны понимать, что сомнения трактуются против этой связи, и если она не доказана, то по умолчанию верным считается её отсутствие. Замечание Филипсона, о том, что имя «черкес» носили в прошлом и продолжают носить тюркские народы, ставит под сомнение связь адыгов со средневековыми черкесами.

В таких мелочах и проявляется демагогический характер теории "средневековые черкесы - адыги". Демагогия тут заключается в подаче теории, где недоказанное положение взято по умолчанию истинным, и предлагается его опровергнуть (petitio principii). Положение, что средневековые черкесы - адыги, не доказано, так оно еще и принципиально неопровержимо. Нельзя доказать отсутствие связи, так как если нет связи, значит нет и фактов, которые из неё следуют. А значит, согласно критерию Поппера, это положение ненаучно. Связь нужно доказывать, или вовсе отбросить. Возникает риторический вопрос, почему до сих пор не было попытки доказать генетическую связь адыгов со средневековыми черкесами, хотя предположение об этом регулярно озвучивалось?

То же происходит и с теорией "касоги - адыги". Связи между этими народами не наблюдается. Всё что имеем, это наименование адыгов в осетинском, сванском и мегрельском языках - касаг, или кашак. Игнорируется при этом, что в этих языках этим же именем названа Северо-Кавказская равнина. Можно предположить, что адыги носят имя равнины, следовательно, это имя принадлежало другому народу, которое потом перенеслось на адыгов. Обратное наименование сомнительно, так как адыгский народ относительно немногочисленный, к тому же взаимное знакомство адыгов с осетинами, сванами и мегрелами, в каждом отдельном случае недостаточно было развито. Уже это основание для сомнений в отношении связи адыгов с касогами, и потому требует основательных доказательств этой связи. Наличие слова "касаг"(кашак) в указанных языках не доказывает связь адыгов с касогами, но обосновывает предположение, которое необходимо доказывать другими материалами.

Недостаточно обоснован аргумент генетической связи адыгов и касогов по локализации, что, мол, адыги населяли территории, которые в прошлом считались населенными касогами. Между фиксациями этих народов на этих территориях три раза происходили этнокультурные сдвиги. Первый сдвиг произошёл в результате нашествия кыпчаков в XI веке, второй - нашествие монголов в XIII веке, третий - нашествие Тамерлана в конце XIV века. В каждом случае этнокультурная среда региона менялась коренным образом. С тех пор не стало хазар, не стало кипчаков и аланов, не стало монголов, почему же нужно считать, что только одни касоги остались?

Адыги могут быть прямыми потомками касогов, но вот только доказательств этому нет. Без достаточных оснований связывать адыгов и касогов - лишняя сущность.

#черкесы #адыги #касоги #зихи #хазары #монголы #кыпчаки

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх