На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Беленков
    Читал в детстве "Сказания о нартских богатырях". Читал и перечитывал. Урызмаг, Шатана, Сослан, Батрадз... До сих пор ...«Героический  эпо...
  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г. Большое место в ней отводилось военным и мирным отношениям между казаками и черкесами. Летопись дополнила известные мне ранее устные рассказы стариков о прошлом края.

Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г.
Большое место в ней отводилось военным и мирным отношениям между казаками и черкесами. Летопись дополнила известные мне ранее устные рассказы стариков о прошлом края.

Прошлое оказало влияние и на планировку станицы. К XX в. уже не стало рва с частоколом, окружавших ее, но на южной стороне, обращенной к р. Кубани, уцелели короткие улицы с изломами («люльки») и тупики, служившие ловушками для прорывавшейся к станице черкесской конницы.

Казаки сохраняли воспоминания не только о войнах. На высоком берегу Кубани, между паромом и лесом Закоп, старики показывали место, где в 1808—1842 гг. располагался на пашковской земле черкесский аул. Он был основан отцом Хан-Гирея, талантливого писателя и этнографа. Одна из круч на берегу Кубани у ст-цы Пашковской воспета Хан-Гиреем в поэтическом очерке «Наезд Кунчука».1

Пашковская служила постоянным местом встреч адыгейцев. На станичном базаре они продавали дрова, брынзу («черкесский сыр»), плетеные корзинки и циновки («чеканки»). Приезжали в станицу и для торжественной встречи невесты, которую после похищения прятали нередко в городе. В таких случаях на площади появлялись десятка три конных адыгейцев и тачанки с адыгейскими девушками. Некоторые из конных держали длинные шесты с флажками.
Последние бывали украшены растительным орнаментом или надписями, нанесенными краской, а чаше чернилами. Надписи делались арабскими или русскими буквами. Из города в станицу ходил трамвай. На нем-то и должна была приехать невеста. В ожидании ее устраивались состязания всадников. Они прыгали через канаву, на всем скаку осаживали коней и затевали игру с отниманием флага. Когда доверенные жениха выводили невесту из прибывшего трамвая, ей на голову набрасывали платок, чтобы закрыть лицо (однажды вместо платка лицо невесты закрыли газетой), тут же обсыпали монетами и сажали в тачанку. Процессия отбывала в аул в следующем порядке: впереди — всадники, за ними --- тачанка с невестой, девушками и одним мужчиной, а дальше — остальные тачанки, на которых кроме девушек сидело по мужчине. Одна из девушек играла на гармонике, а вся процессия пела.


(отрывки)
Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ссылка на первоисточник
наверх