Свежие комментарии

  • Alex Немо
    И не плохо бы автору для начала позаниматься русским языком. Ну так, просто чтобы стыдно не было за то что он постит.Черкесы во Второй...
  • Алексей Сафронов
    ...по страданиям о поражениям и потерям Чуркесов, ещё остались те, кто произошедшее в те времена с ними, хочет приотк...К 250-летию начал...
  • Алексей Сафронов
    Наверняка, это многословное словоблудие, отражает точку зрения адептов из остатков вымершего народа на северном Кавка...К 250-летию начал...

71. Зихия: Между Абазгией и Кубанью

На всём протяжении своей истории народы Северного Кавказа оставались бесписьменными, что является существенным препятствием в исследовании их прошлого. Кроме этого, усложняет в том числе и скудность сведений со стороны путешественников о Кавказе и его населении, а это, в свою очередь приводит многих недобросовестных исследователей на путь домыслов. Недостаток информации, к сожалению, очень часто замещается избыточным воображением, такова уж человеческая сущность. На сегодняшний день все источники по истории Кавказа уже изучены, продолжающиеся дискуссии касаются только их интерпретации. Из всех научных направлений, которые могли бы пролить свет на историческое прошлое, реальный вклад может внести и вносит только археология. В результате археологических открытий, все прошлые интерпретации истории Северо-Восточного Причерноморья оказались в противоречии с вновь открывшимися археологическими фактами. Например, считалось, что территории низовий Кубани – это земли, которые издревле населяли

На всём протяжении своей истории народы Северного Кавказа оставались бесписьменными, что является существенным препятствием в исследовании их прошлого. Кроме этого, усложняет в том числе и скудность сведений со стороны путешественников о Кавказе и его населении, а это, в свою очередь приводит многих недобросовестных исследователей на путь домыслов.

Недостаток информации, к сожалению, очень часто замещается избыточным воображением, такова уж человеческая сущность.

На сегодняшний день все источники по истории Кавказа уже изучены, продолжающиеся дискуссии касаются только их интерпретации. Из всех научных направлений, которые могли бы пролить свет на историческое прошлое, реальный вклад может внести и вносит только археология.

В результате археологических открытий, все прошлые интерпретации истории Северо-Восточного Причерноморья оказались в противоречии с вновь открывшимися археологическими фактами. Например, считалось, что территории низовий Кубани – это земли, которые издревле населяли адыгские народности. Но археология этого не подтверждает. Напротив, данные показывают, что с V века эти территории неоднократно подвергались коренным этнокультурным и демографическим изменениям, это происходило как результат регулярных масштабных военно-политических событий. В этих условиях, когда мощные этнические военизированные группировки исчезали с исторической карты, сохраниться небольшому народу на этих же территориях было невозможно. Как невозможно было сохраниться меотам-дандариям, булгарам, хазарам, аланам-ассам, кипчакам, печенегам, и др.

71. Зихия: Между Абазгией и Кубанью
Gratioz Beninkazy. A map of the Black Sea.1474 (фрагмент) Gratioz Beninkazy. A map of the Black Sea.1474 (фрагмент)

Если на территории исторической Абхазии по данным археологии не подтверждаются в прошлом какие-либо миграционные процессы, которые коренным образом могли бы повлиять на этническую ситуацию в регионе, то по данным той же археологии на территориях Кубани и Таманского полуострова за 1000 лет, с V по XV века, этнокультурная картина полностью сменилась несколько раз. Последнее коренное этнокультурное переформатирование территории Северо-Западного Кавказа (если не считать завоевание Кавказа Россией) произошло в 1395 году в результате нашествия Тамерлана, после которого через столетие впервые были зафиксированы адыги.

[img]"[/img]
La Mar Negra a la carta portolana de Guillem Soler. 1380, Paris. La Mar Negra a la carta portolana de Guillem Soler. 1380, Paris.

В результате гуннского нашествия в V веке в небытие ушли издревле жившие на этих территориях меоты-дандарии, этнически относившиеся к индоиранскому миру. Северо-Восточное Причерноморье, Кубань и Приазовье завоёвывается булгарскими племенами утигуров и кутригуров. Которые, в свою очередь были разгромлены хазарами. Потом на эти места приходят в VIII веке носители Салтово-маяцкой культуры касоги и папаги, подчинённые хазарскому каганату. Проходит ещё несколько веков, и в XI веке эти территории переподчиняются кипчакам. Кипчаки же, в свою очередь, в силу своего доминирования в Восточной Европе и Средней Азии ассимилировали многие отдельные этнические группы, таких как узов, печенегов, савиров, булгар, от части и аланов-ассов. Проходит ещё два столетия, и в XIII веке эти территории захватываются Золотой ордой, с последующими очередными масштабными потрясениями, в результате которых, например, полностью исчезают с Северо-Восточного Причерноморья и Кубани традиции кремации.

Жирную точку всем этим метаморфозам поставил в конце XIV века Тамерлан, полностью истребивший алан-ассов и кипчаков как военно-политическую силу, и по приказу которого были разбиты черкесы. Были ли те черкесы адыгами, нужно это ещё исследовать. Прямой связи, кроме как использование в обоих случаях термина «черкес», пока не видно. Сомнения вызваны несколькими различными обстоятельствами: 1) Термином «черкес» назывались не только адыги. Например, ещё до опубликования в 1502 году повествований Интериано, где отождествляются адыги с черкесами, в русских летописях черкесами (черкасы) были названы общества полиэтнической группировки «Чёрные Клобуки»; 2) На территории Приазовья, Тамани и Кубани до событий 1395 года фиксируются, в основном только тюркские народности, индоиранские, иногда угорские, возможно и славянские. Если предположить, что Тамерлан обрушился только на адыгов, то возникает вопрос, куда же делись остальные общества; 3) После нашествия Тамерлана территория Северного Кавказа совершенно опустела. Трудно поверить, что черкесы, которые дали серьёзный отпор войскам Железного Хромца, были им прощены, тогда как остальные народы прощены им не были и были полностью уничтожены. Нам не известно, чтобы Тамерлан когда-нибудь кому-либо прощал вооружённое сопротивление. Поэтому думается, что Тамерлан таки истребил исторических черкесов, как и кипчаков, как и алан-ассов;

Все эти три обстоятельства ставят под сомнение, что черкесы, населявшие низовья Кубани до 1395 года и адыги – это один народ.

Получается, что за эти 1000 лет народы, которые жили на этих землях подвергались если не изгнанию, то уничтожению, если не уничтожению, то ассимиляции, если не ассимиляции, то вновь изгнанию. В этом замкнутом круге не было никакой возможности сохранить древнему народу свой собственный этнос. Эта эпоха была подобна мясорубке, в которую попадал различный материал, а на выходе получалась раздавленная, растерзанная, изрезанная однородная масса. При этом не существовало никакого механизма, который позволил бы древнему народу находясь на этих землях и быть в стороне от этой «мясорубки».

#хазары #черкесы #касоги #апсилы #кипчаки #булгары #восточное причерноморье #абазги #зихи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх