Известно, что до революции на Кавказе были развиты кустарные промыслы и ремесла: гончарное, кожевенное, суконное производство, изделия из шерсти и шелка, дерева, камыша, шорно-седельные изделия, золотое шитье и т. д. Большим мастером шорных изделий считался известный адыгейский певец, сказитель, ашуг Цуг Теучеж из Адыгеи.
Искусные мастера-оружейники украшали кинжалы, пистолеты, ружья, рукоятки и оправы ножен гравировкой, чернью, зернью и позолотой. Таким образом, «..у адыгов издавна большое развитие получило декоративно-изобразительное искусство. Талантливые люди отражали в искусстве свои идеалы, взгляды и убеждения, радость, любовь»...Известно, что до революции на Кавказе были развиты кустарные промыслы и ремесла: гончарное, кожевенное, суконное производство, изделия из шерсти и шелка, дерева, камыша, шорно-седельные изделия, золотое шитье и т. д. Большим мастером шорных изделий считался известный адыгейский певец, сказитель, ашуг Цуг Теучеж из Адыгеи. Искусные мастера-оружейники украшали кинжалы, пистолеты, ружья, рукоятки и оправы ножен гравировкой, чернью, зернью и позолотой. Таким образом, «..у адыгов издавна большое развитие получило декоративно-изобразительное искусство. Талантливые люди отражали в искусстве свои идеалы, взгляды и убеждения, радость, любовь».
Адыгам давно известно золотое шитье. Об этом писали путешественники, которым приходилось бывать среди них, но «… в письменных источниках первое упоминание об украшении одежды черкесов встречается в описании арабского путешественника Масуди в X веке».
Среди адыгских женщин были мастерицы золотошвейного искусства высокого уровня. Примером тому служит участие шапсуженок в выставках. Вторая Всероссийская кустарная выставка, организованная Главным Управлением землеустройства, проходила в марте-апреле 1913 г. в г. Санкт-Петербурге и была посвящена кустарной промышленности России. Кавказский отдел выставки был устроен Кавказским кустарным комитетом, собрание кустарных экспонатов проводилось Выставочной комиссией.
Первая выставка Черноморского побережья Кавказа под названием «Русская Ривьера» была организована тоже в Санкт-Петербурге в том же 1913-м году и работала со 2 ноября по 15 декабря.
Цель выставки – ознакомление посетителей с культурой, кустарными ремеслами, сельским хозяйством Черноморского побережья Кавказа, «привлечение крупного капитала и технологий на побережье для дальнейшего быстрого развития региона». В рамках выставки проходили также Съезд деятелей Черноморского побережья Кавказа, по материалам которого опубликованы «Труды съезда…» в трех томах.
На выставке «Русская Ривьера» в отделе этнографии были представлены коллекции, собранные А.А. Миллером и А.К. Сержпутовским у причерноморских адыгов (шапсугов): домашняя утварь, сельхозинвентарь, образцы черкесских ковров. Национальные костюмы были представлены на рисунках, выполненных художником К.З. Кавтарадзе.
Примечательно, что в то время фабричная промышленность, в отличие от кустарных промыслов и ремесел, на Кавказе не была развита.
Возвращаясь ко второй Всероссийской кустарной выставке, отметим, что в двух отделах - «Вышивка, золотошвейные изделия» и «Кожевенные изделия» - представлены работы шапсуженок. Свои изделия в первом отделе представили Гошехурай Коблева (с. Красноалександровское), Вагутлева Сальмет (а. Малое Псеушхо), Хлечас Вахида (с. Карповка), Соуток Гуащ (Карповка), Хасида Боус (Красноалександровка), Фатимет Схабо (Красноалександровка): уздечку из черной тесьмы, табачницу, вышитую серебром, веер и кисет из бархата, вышитые золотом, футляр для часов, чехол для стенных часов, образцы вышивания.
В отделе «Кожевенные изделия» - работы Фатимет Коблевой, Нафисы Гвашевой, Минат Кадиевой (с. Красноалександровка). Фатимет Коблева выставила кожаный бумажник и женские пояса с серебряным набором. Нафиса Гвашева – ноговицы, Минат Кадиева (Муминат Ибрагимовна Кадиева-Напсо. – Т.П.) – женские чевяки.
Мастерицы презентовали работы в четырех отделах на первой выставке Черноморского побережья Кавказа «Русская Ривьера»: «Вышивка золотом и серебром», «Ковры», «Ткани, материалы и шерстяные изделия», «Кожа и кожаная обувь».
В первом отделе Гуаш Шотох выставила бархатный кисет и бархатный подчасник, вышитые золотом. Фатимет Коблева – кисет, вышитый серебром, и женский пояс с серебряными пряжками. Хасида Боус – настенный подчасник из парчи. Вахида Хлечас – бархатные веер и кисет, вышитые золотом.
В выставке также приняли участие Сальмет Вагутлева, Фатимет Схабо, Гошехурай Коблева. Отметим, что Фатимет Коблева представила экспонаты для всех четырех отделов. К примеру, она выставила ковер с вышивкой в отделе «Ковры», в отделе «Ткани, материалы и шерстяные изделия» – два тканных пояса бумажных, поясок тканный шелковый, потник вышитый, в отделе «Кожа и кожаная обувь» – бумажник, в отделе «Вышивка, золотошвейные работы» – уздечки из черной тесьмы и табачницу, вышитую серебром. Образцы Гошехурай Коблевой - в двух экспозициях: «Вышивка золотом и серебром» и «Ковры».
Конечно же, не все работы и не всех золотошвеек Причерноморской Шапсугии попали на эти выставки.
Многие золотошвейные изделия шапсуженок находятся в музеях Краснодарского края, в частных коллекциях, у родственников, а некоторые ушли в небытие.
Среди бжедуженок было также много прославленных мастериц. В частности, Гошефиж Хаджибечевна Анчëк, принявшей в 9-летнем возрасте участие в выставке и победившей. Дочь Гошефиж, которой сейчас 90 лет, вспоминает: «Когда работу признали лучшей, члены комиссии засомневались в авторстве. Посовещавшись, решили проверить на месте способности уникального ребенка. Были куплены нитки и ткани и отправлены в сопровождении двух мужчин-наблюдателей из комиссии для маленькой девочки. Гошефиж при них раскроила мужские рубашки. К следующему вечеру обе рубашки были закончены с многочисленными пуговицами шарообразной формы, плетенными вручную. При этом мастерица все время находилась под пристальным наблюдением. Девочку признали лучшей рукодельницей конкурса, заслуженно наградили».
К сожалению, из её многочисленных золотошвейных изделий ничего не осталось. В те времена свои изделия мастерицы дарили друзьям, знакомым, родственникам.
Несмотря ни на что, любителям, знатокам и ценителям золотошвейного искусства, музейным работникам удалось сберечь изделия золотошвейного искусства адыгов. «В фондах музея хранятся коллекции кисетов, женских сумочек и кошельков, настенных панно, футляров разного назначения, настенных ковров, вешалок для полотенца и т. д. – всего около 500 единиц хранения».
Золотым шитьем адыги украшали одежду, обувь, веера, дамские сумочки, футляры для часов, кисеты, мешочки для пуль, сумочки для рукоделия. «Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и здоровья для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой из прутиков, аппликацией воротника и т. д. Сай украшался крупными золотошвейными узорами, располагавшимися обычно на рукавах и полах «сая», края обшивались галунами и сутажом».
В связи с произошедшей промышленной революцией и по другим причинам наступает момент, когда в упадок приходит кустарное ремесло. «Она (промышленная революция. – Н.М. Чуякова) привнесла в жизнь новые способы украшения одежды, другие материалы, из которых шили».
Прервалась связь между поколениями, т. е. произошел разрыв между ними по передаче секретов золотошвейного искусства. Почти забыты национальные технические и художественные особенности.
Однако, за последние 20 лет происходит возрождение традиционных народных промыслов и ремесел в Республике Адыгея. В рамках целевой программы «Культура России» были подготовлены молодые мастера золотошвейного искусства. Это Сет (Панеш) Сафиет, Теучеж Нуриет, Деды Фатима, обучавшиеся в Нальчике. Они, в свою очередь, передают знания и опыт молодым.
Особые заслуги в установлении преемственности в золотошвейном искусстве принадлежит Сет Сафиет, передавшей мастерство 50 последовательницам: Атажаховой (Татлок) Сайхат, Циргой (Хабоховой) Марианне, Хиштовой Асиет, Джаримок Зуриете, Гумовой Ларисе и др. Её работы выставлялись неоднократно на выставках в Москве и разных регионах России, Германии. Одна из последних значимых выставок в ее творчестве – выставка-ярмарка художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка – 2014» (г. Москва), в которой она принимала участие вместе со своей ученицей С. Атажаховой. Работы обеих участниц получили высокую оценку, они были награждены Дипломами выставки.
Таким образом, возрождение ремесла стало связующей нитью между прошлым и настоящим. В наши дни благодаря поддержке государства и усилиям мастеров прикладного искусства происходит дальнейшее развитие народных ремесел, в том числе и золотошвейного искусства.
Источник
Свежие комментарии