На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

34. Страна Абаза: Петер-Симон Паллас

Петер-Симон Паллас Петер-Симон Паллас почти всё Северо-Восточное Причерноморье относит к территориям абазинского этноса. Сам этнос он разделяет на две части, на Большую Абазу и Малую Абазу (Алти-кесек). В своей работе "Заметки о путешествии в южные наместничества российского государства, в 1793-1794 годах", он сделал относительно подробные описания этих обеих стран. А так как нас интересует только Восточное Причерноморье, остановимся на описании этим автором Большой Абазы. Большая Абаза включает в себя следующие основные племена: 1. Бешилбай, проживающее в лесистых горах на берегах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высоких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп, или Уарп, слева. Этот упрямый и беспокойный народ оказывает очень мало уважения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, пос

Петер-Симон Паллас



Петер-Симон Паллас (1741–1811) крупнейший учёный XVIII века. Родился в Берлине, получил энциклопедическое образование в университетах Лейдена, Галле и Гёттингена; докторскую диссертацию защитил в возрасте 19 лет. К 1767 году, когда Паллас по приглашению Академии наук приехал в Россию, его имя было широко известно в учёных кругах Европы. На Северном Кавказе он побывал летом и осенью 1793 года, совершив путешествие от Астрахани до реки Баксан. С 1795-го по 1810 год Паллас жил в Крыму, занимаясь подготовкой к публикации своих сочинений и сочинений других учёных. Паллас автор множества сочинений почти по всем отраслям знаний XVIII столетия; своим главным трудом он считал «Описание животных России».

Петер-Симон Паллас почти всё Северо-Восточное Причерноморье относит к территориям абазинского этноса. Сам этнос он разделяет на две части, на Большую Абазу и Малую Абазу (Алти-кесек). В своей работе "Заметки о путешествии в южные наместничества российского государства, в 1793-1794 годах", он сделал относительно подробные описания этих обеих стран. А так как нас интересует только Восточное Причерноморье, остановимся на описании этим автором Большой Абазы.

34. Страна Абаза: Петер-Симон Паллас
Василий Петрович Пядышев. Карта Южной России, Европейской Турции и частей Австрийской империи, Азиатской Турции и Персии. 1829. (фрагмент) Василий Петрович Пядышев. Карта Южной России, Европейской Турции и частей Австрийской империи, Азиатской Турции и Персии. 1829. (фрагмент) Большая Абаза включает в себя следующие основные племена: 1. Бешилбай, проживающее в лесистых горах на берегах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высоких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп, или Уарп, слева. Этот упрямый и беспокойный народ оказывает очень мало уважения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, посланными против них. По характеру и образу жизни они не отличаются от прочих абазин. (…) 2. Баракай, другое абазинское племя, проживает в области между реками Псина и Малая Лаба, вблизи точки, где вышеупомянутая река впадает с правой стороны в Большую Лабу. Псина берет свое начало в южном углу плоских гор, так же как Теген, и впадает в Малую Лабу справа. Баракай имеют всего несколько деревень, и во всех отношениях схожи с прочими абазинами. 3. Туби, или Убых, проживает в горах выше Шаукеши и далее на запад. 4. Шапсуги населяют область, примыкающую к Черному морю, и предпочитают лесистые горы на западной стороне речек Антигир, Бугундур, Алин, Оф, Шебин, Сатаса и Шипе; на берегах первых двух речек находятся деревни Абат, принадлежащие дворянину с этим же именем. Преобладающая часть шапсугов живет рассеянно по полям отдельными фамилиями; несколько их деревушек расположены на берегах Сатасы и Шебина. Эти абазины не занимаются ни скотоводством, ни земледелием, но главным образом грабежом. У них нет князей, и тот, чья фамилия наиболее многочисленная или воинственна во время их походов, считается главным управителем. Их противозаконный обычай грабить путешественников особенно тревожит турков, добирающихся до окрестностей Анапы. Вышеупомянутые речки образуют широкое болото ниже Сани, связывающей их с Атгакумом, около местечка, где эти речки сливаются с рукавом Кара-Кубани, называемым Ерли. 5. Натухаш, или, вернее, натху-кайчи, — другое абазинское племя, обитающее на вершинах Черных гор, которые в районе Анапы выходят к Черному морю и ответвление которых достигает в западном направлении Кубани. Речки, берущие начало в горах, суть следующие: 1) Аттакум, которая после слияния с несколькими ручьями течет через длинное болото в одном направлении с Кубанью и, наконец, впадает в нее слева; здесь живет фамилия Куйсук; 2) Бакан, на берегах которой находится деревня Калабат, населенная несколькими разобщенными фамилиями. Эта речка течет сквозь горы с юго-запада на северо-восток и образует длинное ущелье, по которому проходит дорога на Анапу; в конце ущелья речка впадает в Аттакум. В возвышенных местах этого узкого прохода, около дороги на Суджук-Кале, проживает фамилия Харсек; 3) Цемес, впадает в порт Суджук-Кале; к югу от этой речушки натухаи владеют другими 15 речками на границе с Большой Абазой. В горах, простирающихся на север до Кубани, они владеют еще несколькими речушками, по дороге к области, простирающейся на 40 верст вдоль названной речки в направлении с запада на восток; 4) Тазипш, на которой проживает фамилия Шубак, старейшины Науруза; 5) Дшуп, занята фамилией Хасан Шухи; 6) Прибебс; 7) Хупс, на берегах которой, как и на вышеупомянутой, проживает фамилия старейшины Ислама Шухи; 8) Нефил или Непил, на которой расположены деревни, управляемые старейшиной Шупако Кашо; 9) Псиф. Между Нефилом и этой речкой мы видели прямоугольную стену и ров, имеющие 4 прохода, как в римском лагере. К северу от топей, образуемых Кубанью, находятся высокие надмогильные холмы, называемые курганами, с большого расстояния похожие на форты. Согласно традиции, раньше здесь стоял город Шантгир, резиденция темиргоевского хана, от которого темиргоевцы и черкесы ведут свое происхождение. Это укрепление к западу граничит с речкой Непил, а на востоке — с речкой Псиф; его диаметр около трех верст; 10) Кудака, на берегах которой находятся деревни потомков старейшин Немери Примурзы и Шупако Кашо. По соседству с этой рекой находятся несколько нефтяных источников. Натухаши, самое могущественное племя абазин, живут на этой стороне Кавказа. Они живут в узких долинах гор, покрытых лесом. Их земледелие незначительно, и удивительно, что, несмотря на прекрасные пастбища, они не уделяют должного внимания скотоводству. Продолжительные междоусобицы и естественная склонность к грабежам являются величайшими препятствиями к правильной оседлой жизни этого народа. Они находятся в состоянии войны со всеми другими племенами, исключая жанинцев, которые являются их соседями. Все натухаши одеты скверно и ведут несчастную жизнь. Они выращивают небольшое количество ржи и держат иногда свиней — животное, которое очень редко встречается у других народов этой страны. Казаки-некрасовцы, переселившиеся с Тамани в окрестности Анапы на турецкой территории, получили право ловить рыбу в Кубани именно при протекции натухашей и приносят плоды своего промысла на рынок Анапы. Все абазины, или абсне (самоназвание этого народа — абсне) на русском, татарском и черкесском языках — абаза, по-грузински — абхазети. Шесть племен Алти-кесек называются черкесами Табанта, а все другое — куш-хасип, то есть люди, живущие за горами. Мингрелия и Одиши называются черкесами и абазинами Дол, а Грузия — Гурджир, они выделяются своим национальным характером. У них узкие лица, сплющенные с боков головы, выдающиеся носы и характерные темно-коричневые волосы, общие почти для всех. Они являются, по-видимому, коренными жителями Северо-Западного Кавказа, и прежде занимали пространную область, из которой были вытеснены и прижаты к горам черкесами, которые продолжительными разбоями и истреблениями уменьшили их численность в значительной степени. Из словаря всех языков становится очевидным, что их язык, за исключением нескольких черкесских слов, не имеет аналогий ни с одним из европейских и азиатских языков; более того, совершенно точно, что в стране за горами, населенной другими абазинскими племенами из Большой Абазы, вдоль побережья Черного моря до Искурии, или древней Диоскурии, этот оригинальный язык с несколькими его диалектами является превалирующим языком. Даже в отдаленные времена они были, по-видимому, хищническим народом, и очень возможно, что пиратство, на которое жалуется Страбон, как происходящее из этих мест, было совершаемое именно абазинами.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #убыхи #шапсуги

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх