Для понимания некоторых аспектов взаимоотношений Крымского ханства с Черкесией вообще и Кабардой, в частности, следует отметить, что они не ограничивались только их военным соприкосновением, а также разбоями и грабежами, чинимыми ханами Крыма на территории Черкесии и уводом в рабство пленников. В действительности спектр отношений носил более широкий, сложный и многоплановый характер.
Отдельные проблемы этих взаимоотношений исследованы недостаточно и носят поверхностный характер...Для понимания некоторых аспектов взаимоотношений Крымского ханства с Черкесией вообще и Кабардой, в частности, следует отметить, что они не ограничивались только их военным соприкосновением, а также разбоями и грабежами, чинимыми ханами Крыма на территории Черкесии и уводом в рабство пленников. В действительности спектр отношений носил более широкий, сложный и многоплановый характер. Отдельные проблемы этих взаимоотношений исследованы недостаточно и носят поверхностный характер.
Чтобы понять роль и значение Канжальской битвы, одной из масштабных в истории народов Северного Кавказа, необходимо проанализировать некоторые аспекты, предшествовавшие этому событию и связанные с условиями формирования Османской империи и Крымского ханства. Эти специфические условия формирования государств типа восточной деспотии стали активно влиять на характер их взаимоотношений с соседними народами.
Остановимся на роли субъективных (в большей мере) и объективных (в меньшей мере) факторов выстраивания взаимоотношений по цепочке Турция - Крым и Черкесия, тем более что в происходившем контакте двух, далеко не идентичных культур, во многом носившем антагонистический, прежде всего этнической психологии в системе ценностей и т.д. Вот какое послание, далекое от дипломатического, хамское по форме и оскорбительное по содержанию, примерно в 1546 г. отправил крымский хан Сахиб-Гирей на имя юного царя Ивана Васильевича IV: «Проклятый и отверженный беззаконник, московский пахарь, раб мой! Да будет тебе ведомо, что мы намерены были, разграбив твои земли, схватить тебя самого, запрячь в соху и заставить тебя сеять золу. Как мои предки поступали с твоими прадедами, так и я хотел поступить с тобою, даже еще более оказать тебе внимания: я, заковав тебе ноги в колодки, велел бы тебе копать отхожие места. Я бы показал твое значение и сделал бы тебя посмешищем целому миру. Благодари же Всевышнего Бога, что у тебя еще остался в этом мире кусок хлеба: этому причиной Бакы-бек, по вине которого не состоялась переправа через Оку; воссылай за него молитвы! Теперь я сначала убью этого волка, замешавшегося среди моих овец, зарою его в навоз на задворках моего сада, а потом расправлюсь и с тобой».
Следующему хану, Девлет-Гирею, удалось добиться от Ивана Грозного обязательств по уплате ежегодной, в определенный срок доставляемой дани хану и вельможам как в виде денег, так и вещественных подарков, называемых по-татарски тышь - «поминок».
Большинство кавказских этносов, прошедших через традиционные верования и христианство, не могли одномоментно принять ценности, в том числе и «исламские», которые якобы несли Турция и Крым населению Кавказа. При этом захват и увод турками и татарами в плен черкесов на территории за Жанэ до Кабарды, которую они рассматривали как место войны и причисляли к немусульманским народам, считались позволительным, в то время как в ряде других черкесских княжеств, как Жанэ и Бесленей, не желательными.
Попытки со стороны царствующих домов Турции и Крыма с помощью военной силы навязать соседним народам свою систему ценностей, диктовать правила жизни даже в Средневековье, не могли не натолкнуться на противодействие народов, у которых существовали другие ценности, традиции и уклад жизни. Возможно, в том числе и по этой причине правители черкесских княжеств, включая и Кабарду, не по принуждению, а добровольно начиная с 1552 г., стали тянуться к Московской Руси.
В подтверждение своих слов приведем ряд примеров ци-вилизационно чуждых или не особо приемлемых для черкесов систем ценностей и традиций, которым следовали турки и крымские татары. Существовавшая на Кавказе более открытая система культуры и духовных ценностей, нежели в Турции и Крымском ханстве, в значительной степени регламентирование повседневной жизни нормами адата, в том числе почтительное, уважительное отношение к старшим по возрасту, с «незапамятных времен» считалось показателем уровня человека, его сути на Кавказе, в то время как туркам и крымским татарам это было чуждо. На Кавказе поднять руку на старшего, на брата, а тем более на отца было бы равносильно «самоубийству», да еще с позором на весь мир.
Подписывайтесь!
Поддержите канал! СберБанк: 2202200326326640
Читайте другие новости:
Учимся на ошибках Махидевран. Сериал «Великолепный век»
Андраста. Кельтская богиня войны и победы.
Стать вегетарианцем в зрелом возрасте: плюсы и минусы.
Мы, женщины, так или иначе копируем действия и слова мамы по отношению к папе.
Снимки солнечной пляжной Италии 80-х годов
Как женщины дискредитирют соперниц в глазах мужчин
Источник
Свежие комментарии