На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Первое демократическое племя на Кавказе | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен




Первое демократическое племя на Кавказе | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен



Об исторических границах собственно Шапсугии можно говорить, имея в виду их условность. Считалось, что Большой Шапсуг расположен в левом бассейне Кубани между рр. Афипс и Адагум (Абинский, восток Крымского, запад Северского района Краснодарско­го края), а Малый - в бассейне Черного моря между рр. Пшада и Шахэ (Геленджикский, Туапсинский и Лазаревский г. Сочи районы Краснодарского края). В настоящее время чер­номорские шапсуги проживают в поселках и 12 аулах Туапсинского и Лазаревского районов Краснодарского края. Наблюдатели 1834—1838 гг. определяли численность шапсугов от 77,4 до 210 и даже 300 тыс. чел. [.Гарданов 1969: 89]. Предлагаемое исследование определяет их нынешнюю численность около 10—12 тыс. чел.


Все многочисленные адыгские «племена» подразделялись на «демократические» (не имеющие княжеской власти и соответствующей ей «дворянской» иерархии) и «аристо­кратические» (управляемые князьями) - шапсуги вместе с натухайцами и абадзехами как раз составляли «демократическую» группу, выделяемую из общеадыгского массива.


В добавок к прибрежным адыгам, в том числе шапсугам, а также к жанеевцам, бжеду- гам и мохошевцам долгое время применялось наименование «абаза» [Люлъе 1927: 10, 11] (см. Рис. 2). Сами же шапсуги, как свидетельствуют источники, не воспринимали себя ни как часть адыгов (по крайней мере, до 1-й четверти XIX в. включительно), ни как часть Абазы, а представляли себя субъектами некой особой общности «Агучипс».


Получается, что шапсуги всегда составляли некое исключение из общеадыгских правил. Но с чем это было связано? Каким образом сформировалась эта необычная во всех отношени­ях группа? Ответ на этот вопрос взаимосвязан с другой проблемой - как вообще образуются этнические группы? Естественны ли связи между ними, или они искусственно формируются по воле людей? На оба этих общих вопроса существует множество вариантов ответов, и мы попытаемся найти наиболее приемлемый. Пример шапсугов поможет осознать степень измен­чивости этнического самосознания и объективности этнических связей.


Следовательно, автохтонное население Черноморского побережья Северо-Западного Кавка­за в изучаемый период - объект исследования, а исторические и этнические процессы, происхо­дившие с ним - его предмет. Таким образом, географические рамки работы - Северо-Западный Кавказ и его Черноморское побережье (исторический ареал западных адыгов) с привлечением по необходимости данных по Кабарде и Абхазии. Нижняя хронологическая граница (I в.) опреде­лена появлением зихов в исторических документах, а верхняя - XXI в., доходит до наших дней.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх