Средневековое дворянство в Европе и многих странах Азии возникло из воинского сословия. Можно сказать, что так было устроено средневековое общество вообще. Князь опирался на воинов-дворян, а те в свою очередь не только защищали княжеские владения от внешнего вторжения, но также управляли отдельным угодьем в этих землях, и получали с этого прибыль.
Большая часть прибыли уходило на воинскую экипировку, необходимую для дворянского статуса. Таким образом, воинский долг и дворянский статус были взаимообусловлены самой средой Средневековья, и потому были прочно связаны между собой.
Такая взаимосвязь воинства и дворянства привела к тому, что воинские отличительные черты стали восприниматься в обществе как признаки определённого социального статуса.
В. Верещагин. Абхазец. 1865 В. Верещагин. Абхазец. 1865
Конечно, абхазский социальный уклад в средневековье отличался в некоторой степени от европейского. Например, князь не обладал абсолютной властью, он не имел права казнить, или продавать крестьян. В тот же момент, в отличии от европейского общества, в абхазском обществе процент свободных крестьян был весьма значительным. Эти крестьяне могли поселяться там, где им захочется, и каждый из них мог надеяться на справедливый суд, если вдруг произойдут трения с представителями более высоких социальных сословий. Но статус свободного крестьянина не избавлял абхазов от воинской повинности. Поэтому все свободные крестьяне, а дворяне и князья в первую очередь должны были быть готовыми к выполнению своего воинского долга перед обществом.
Так вот, абхазские воинские прически были одновременно и воинским отличительным признаком абхазов-мужчин, демонстрирующей готовность исполнения воинского долга, а также показателем независимого социального статуса обладателя такой прически.
Армянский купец и абаза. Фрагмент гравюры из кн.: J. B. B. Eyries. Voyage pittoresque en Asie et en Afrique: résumé général des voyages anciens... T. I, 1839г. Армянский купец и абаза. Фрагмент гравюры из кн.: J. B. B. Eyries. Voyage pittoresque en Asie et en Afrique: résumé général des voyages anciens... T. I, 1839г.
Об этом свидетельствуют такие абхазские выражения:
«укəыкəыл ахы нҵəааит!»
буквально, \\\'
чтоб твой чуб перевёлся\\\'
, нужно понимать, \\\'
чтоб твой род перевёлся\\\'
.
«ркəкəыл ыҟаӡамкəа иаақəихит»
буквально, \\\'
их чуб он изничтожил так, как будто его и не было\\\'
, нужно понимать,
\\\'он их род всех до единого истребил\\\'.
Осмысление понятия \\\"чуб\\\" в значении \\\"рода\\\" могло произойти только в том случае, если ношение чуба ассоциировалось со свободой и в следствие с жизнью, а его отсутствие - с рабством и смертью.
Jean-François Gamba, Voyage dans la Russie méridionale (1826). Abaze Jean-François Gamba, Voyage dans la Russie méridionale (1826). Abaze
Такие же прически были у всех народов Северного Кавказа, как результат соблюдения воинского культа, и воинских традиций. Эти воинские традиции, в свою очередь, были заимствованы у тюркских народов, которые в VI веке завоевали юг Восточно-Европейской равнины и весь Северный Кавказ, и в течении восьми сотен лет доминировали, сменяясь одним субэтносом, на другой.
Adam Jean-Victor (1801-1867) Abase (Абхазец). 1830 Adam Jean-Victor (1801-1867) Abase (Абхазец). 1830 Важное значение у абхазов придавалось в старину бороде и усам. Свою голову мужчины нередко брили начисто, оставляя на макушке клок волос, а бороду и усы носили неприкосновенно всю жизнь. Бритье лица считалось своего рода признаком бедствия или тяжким наказанием.
Ш.Д Инал-Ипа «Очерки об абхазском этикете».
Абхазские воинские прически
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии