В современном, столь быстро меняющемся мире разбросанный по этому миру этнос может уверенно утверждать необходимость создания единого для него информационного пространства, которое позволило бы говорить о том, что есть нечто общее у адыгов, рассеянных и разлученных. Причем в этом случае предполагается наличие среды, единой и понятной каждому, кто с гордостью называет себя «адыг (черкес)» и потому мечтает время от времени погрузиться в пропитанную адыгабзэ (черкесским (адыгским) языком) и насыщенную адыгэ хабзэ (черкесский (адыгский) менталитет) атмосферу.
Ему надо ощутить общие для всего народа проблемы, порадоваться единым радостям и даже пострадать едиными трудностями, резко становящимися гораздо более переносимыми рядом с братским (лучше реальным, но, возможно, виртуальным) плечом соплеменника. Причем бурлить это стремление может бесконечно, когда человек ищет и находит на экране земляка, различая при каждом новом взгляде в его сторону черты кого-то из своих предков и каждый раз находя все новые родовые и межплеменные связи, безумно радующие адыга при каждом свежем обнаружении. Тогда, возможно, при погружении в проблемы такого, далекого сейчас, заокеанского брата-адыга (черкеса) гораздо более ощутимым и потому реальным окажется оно, – достаточно абстрактное сегодня братство, которое представители адыгского этноса себе объясняют, но пока лишь трактуют как факт и, объективно говоря, весьма смутно ощущают.В современном, столь быстро меняющемся мире разбросанный по этому миру этнос может уверенно утверждать необходимость создания единого для него информационного пространства, которое позволило бы говорить о том, что есть нечто общее у адыгов, рассеянных и разлученных. Причем в этом случае предполагается наличие среды, единой и понятной каждому, кто с гордостью называет себя «адыг (черкес)» и потому мечтает время от времени погрузиться в пропитанную адыгабзэ (черкесским (адыгским) языком) и насыщенную адыгэ хабзэ (черкесский (адыгский) менталитет) атмосферу. Ему надо ощутить общие для всего народа проблемы, порадоваться единым радостям и даже пострадать едиными трудностями, резко становящимися гораздо более переносимыми рядом с братским (лучше реальным, но, возможно, виртуальным) плечом соплеменника. Причем бурлить это стремление может бесконечно, когда человек ищет и находит на экране земляка, различая при каждом новом взгляде в его сторону черты кого-то из своих предков и каждый раз находя все новые родовые и межплеменные связи, безумно радующие адыга при каждом свежем обнаружении. Тогда, возможно, при погружении в проблемы такого, далекого сейчас, заокеанского брата-адыга (черкеса) гораздо более ощутимым и потому реальным окажется оно, – достаточно абстрактное сегодня братство, которое представители адыгского этноса себе объясняют, но пока лишь трактуют как факт и, объективно говоря, весьма смутно ощущают.Не делимся с унесенным историей другом и соседом щэламом (чебуреком), не можем станцевать с ним на джэгу или поплакать с ним на хьадагъэ (похоронах). Но тогда воспользуемся возможностью увидеть, хотя бы, его радости, «озарив своим ликом» высветившиеся на его лике пятна счастья либо одновременно нахмуримся так же, как хмурится он в реакции на проблемы, и потому услышим напев, издаваемый его душой, заразительно для сердца нашего. Тогда, вероятно, после такого информационного погружения появится хотя бы некоторая возможность для оставшихся на родине адыгов что-то лучше понять, объяснить, посоветовать или в чем-то посочувствовать, то есть реально помочь своим братьям по племени, безжалостно отобранным историей и океаном, но могущим посредством реально ощущаемого СОучастия стать опять реально родными. И тогда вполне гарантировано одно и то же сияние глаз, которое озарит одновременно обоих (незнакомых) адыгов, разделенных морем, но так приблизившихся друг к другу уже одной своей, единовременной и общемотивированной, мимикой.
Именно общее мышление, единая для разбросанных социально-психологическая мотивация, благодаря общему просматриваемому каналу зарождающаяся в душах нынешнего поколения адыгских потомков, – все это идеальный фактор. Причем фактор, объединяющий в наших условиях и неизменно влекущий за собой причину, гарантированно порождающую значимую вероятность рассмотрения родовых земель. К тому же – в качестве не загадочных, абстрактных на карте, а реальных – живых и потому более возможных (для мыслей, выстраивающихся в одном направлении) к приближению физическому (для возможных носителей этих мыслей). Если нет у адыгов общей территории и нет единообразного языка, может однако, по требованиям и возможностям современной техники, хотя бы информационное пространство быть единым. Как верно говорят об этом в один голос страстно обсуждающие данную тему на адыгских (черкесских) Интернет-форумах (http://adyga.org) анонимы, « костяк должна составлять общеадыгская телерадиокомпания. Нужны круглосуточные адыгские телеканалы, охватывающие всю Черкесию и Ближний Восток. И радио, и газеты, и журналы, но в первую очередь ТВ. Сейчас только Нарт ТВ что-то пытается, да поможет им Аллах». К сожалению, несмотря на свою злободневность, дальше сети эта тема не уходит, а весьма хотелось бы увидеть ее на серьезном государственном уровне, когда, увы, без действующей власти, какие-либо модификации в этнокультурном пространстве невозможны, что понимает народ особенно отчетливо и потому просто обращается с поздравлениями к региональному, празднующему девятнадцатилетие, Адыг-ТВ. Это как раз тот возраст, с наступлением которого личность считается сознательным гражданином, имеющим право голоса: к Адыг-ТВ это относится в некоторой степени и в некотором объеме, но с возможными перспективами дальнейшего развития и совершенствования. И именно на это остается надеяться адыгам, так нуждающимся в «едином, информационном пространстве».
Таким образом, в процессе рассуждений о развитии и расширении в современном положении ИНФО-пространства одним из первых встает вопрос как о его содержании, так и о его форме, а вслед за ними неизменно всплывает проблема подготовки соответствующих специалистов, могущих обращаться как со словом, так и с техникой. В сегодняшнем обществе, не однажды в жизни, насыщенной и даже перенасыщенной техникой, книголюбу – страстному фанату слова печатного (т.е. книги) – иногда не совсем уютно. Хотя и ощущает он сердцем, что книга – это средоточие человечности, клад знаний и многое подобное, однако уже в следующий момент понимает (теперь уже умом) нечто другое. Желательно найти в электронном виде хотя бы краткое содержание нужного ему текста, чтобы, не тратя времени, сохранить и использовать его. Конечно, пара ключевых слов в Интернет-поисковике, – и все, содержание публикации в его власти. Подобное развитие информационных событий можно считать достаточно частым сегодня, но тогда встает косвенный вопрос: как совместить почитаемую индивидом книгу (исторгающую очеловечивающую его художественность) с необходимой, порой суховатой, но нужной сподручной техникой? Неужели необходимо в современном мире беспощадно прощаться с этим кладом тысячелетних знаний человечества? Ведь гуманитарии тоже не хотели бы терять объект своего обожествления, но и не хотели бы оставаться за бортом современной цивилизации. А нельзя ли найти в современном мире специалиста, воплощающего в себе гармоничное воплощение книги и техники?
Тем не менее, оказывается, есть на федеральном уровне целый ряд библиотек, книжный фонд которых фактически «составлял счастье» советского интеллигента середины прошлого века. Попасть в эти московские библиотеки, – это и была профессиональная мечта жизни научного исследователя любой области знаний, такая недоступная, но такая желанная. Именно эти серьезные, солидные учреждения, обладающие массивным книжным фондом, быстро включились в технический прогресс и, – вот они, профессиональные Интернет-сайты, осуществляющие мечту: Российская Государственная Библиотека (РГБ) (Москва) (http://www.rsl.ru), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) (http://www.nlr.ru), Государственная публичная научно-техническая библиотека (Москва) (http://www.gpntb.ru) и т.д.
Одновременно и у региональных интеллигентов есть такая возможность, – доступ к всемирному информационному ресурсу. В частности, именно этим принципом причисления провинциалов к благам цивилизации руководствуется, к примеру, директор научной библиотеки Адыгейского госуниверситета Ф.К.Тлюстен, активная созидательная деятельность которой удивляет. Уже не одно десятилетие идеей-фикс на ее рабочем месте была перспектива создания именно такого вседоступного электронного ресурса, т.е. библиотеки, сосредоточенной в компьютерном винчестере (скромном и сером, но созидающем жизнь своей информативностью). И вот, подобные прогрессивные для нашего региона технократические инициативы обеспечили именно размещение множественного печатного фонда в электронном доступе посредством компьютерных классов, составляющих книжный храм. Не привык сегодняшний житель планеты к какому бы то ни было современному культу книги и потому, сначала – удивление, а потом – глубочайшая благодарность тем, кто возвел этот храм. Но, на вопрос к активному директору, которая, казалось бы, должна быть морально удовлетворена всем тем, чего добилась в своем учреждении, следует грустный и пессимистичный ответ: «Есть проблемы». Храм, – это да, но всякий храм нуждается ведь в священнике. Мало кто из наших традиционных кадров, привыкших работать с бумажными фондами, с печатной информацией, владеет ресурсом электронным, мало кто вообще имеет доступ к компьютеру, а, тем более, рискнет выйти в Интернет. А что касается создания каких-либо информационных ресурсов, каких-либо сайтов или блогов, – так это вообще предел мечтаний для желающего руководить современным коллективом директора. И здесь позволим себе повторить цитату, приведенную нашей собеседницей: «Сегодня работники вузовской библиотеки должны быть не просто библиотекарями в традиционном понимании этой профессии, а информационными менеджерами, ассистирующими пользователю, сопровождающими его на всех этапах учебно-научной деятельности. Они должны быть профессионалами, способными грамотно осуществлять поиск, создавать собственный информационный продукт и достойно представлять результаты вузовской науки в мировом информационном пространстве. В настоящее время деятельность сотрудников библиотек требует участия в коллективных корпоративных проектах, установления партнерских контактов с производителями и продавцами информационных ресурсов. Кроме того, им надо уметь поддерживать программное, библиотечное оборудование и сети в работоспособном состоянии» [1: 26]. Профессиональней не скажешь, но добавим здесь еще свою мысль: специалист такого уровня сможет работать в любой сфере, где вообще есть какое-либо слово, т.е. информация любого плана, которую надо так или иначе систематизировать, обрабатывать и искать. И потому прослеживаются весьма ощутимые перспективы для выпускника с таким дипломом.
Действительно проблема представляется и нам после разговора, что побуждает задать в Интернет-поисковике кадровый предел вышесформулированных стремлений: «библиотечно-информационный ресурс» (как раз то самое желанное совмещение книги и технократии). И тут же появляется множество ссылок, предлагающих познакомиться с программой по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (071900.62)». Как выясняется, есть такое профессиональное совмещение душевной художественности с разумным компьютером, и наша гуманитарная мечта достижима – не останется книга за бортом цивилизации. Но… Да, популярна эта специальность по всей стране, в соответствии с существующим спросом многие федеральные вузы делают на нее акцент. Жаль, что от региональных провинциалов это далеко, однако вскоре сбывается и такая надежда: факультет новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета быстро уяснил имеющуюся в современном информационном мире потребность в преобразовании книжного клада в клад электронный. И вот результат: открывается та самая желанная многими, уважающими компьютер, гуманитариями специальность («Библиотечно-информационная деятельность (071900.62)»), приближающая к технике умом и не удаляющая от книги сердцем, что может стимулировать дальнейшее развитие как словесной, так и информационной деятельности.
Список литературы:
1. ж. «Научно-технические библиотеки». – 2009. – № 10. – С. 61-66.
Опубл.:
Хуако Ф.Н. СОВРЕМЕННОЕ ИНФО-ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ АДЫГОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие: Мат-лы Международной научной конференции (Майкоп, сент. 2012). – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. – 440 с. – С. 352-356.
Свежие комментарии