Первая Мировая война перекроила не только геополитическую карту мира. Очередная драма разыгралась на Кавказе. Орденоносцы - герои, лучшие сыны своих народов, на долгие годы увековечившие свои имена в истории, самые просвещенные эфенди, дико-дивизионщики, князья, дворяне, таубии, алдары - вынуждены были покидать родной Кавказ.
Это была вторая волна махаджирства...Первая Мировая война перекроила не только геополитическую карту мира. Очередная драма разыгралась на Кавказе. Орденоносцы - герои, лучшие сыны своих народов, на долгие годы увековечившие свои имена в истории, самые просвещенные эфенди, дико-дивизионщики, князья, дворяне, таубии, алдары - вынуждены были покидать родной Кавказ. Это была вторая волна махаджирства...Не представляя своей жизни под гнетом коммунистов, лишенные своих имений и табунов, но не лишенные чести, кавказцы покидали свою Родину в разных направлениях. Так, кабардинские первостепенные дворяне Анзоровы избрали пристанищем Сирию, где уже проживали их родичи, эмигрировавшие после Кавказской войны. Целая группа кавказцев, поддерживающая связь с родственниками - махаджирами первой волны, перебралась в Турцию, в частности, кабардинец Хамыша Абуков, офицер Черкесского полка Дикой Дивизии. И конечно же, львиная доля дворянства ушла во Францию.
Известны случаи ухода в весьма экзотические для кавказцев страны - Албания (Кучук Улагай), США (Натырбовы из Адыгеи), Чили.
На чужбине, в особенности во Франции, кавказцы показали максимальное единство духа, поддерживая друг друга во всем. Особый трагизм этой истории придает то, что практически все эмигранты нашли свой покой на чужбине, на единственном мусульманском кладбище Бобиньи, что под Парижем. Могилы многих ныне снесены ввиду заброшенности.
Ниже публикуется редкая фотокарточка из личного архива потомка полного кавалера ордена Георгия, Почешхова Учужука, одного из тех, о ком идет речь в этой публикации. Почешхов Учужук, 1884 г., аул Хатажукай. За воинские подвиги награжден 4-мя Георгиевскими крестами: 4-й, 3-й, 2-й и 1-й степени, был несколько раз ранен, бросаясь в гущу противника. Характеризовался как невероятно выносливый человек.
Конец у кавказских эмигрантов был разный - подавляющее большинство джигитов погибло не своей смертью. Некоторые заняли весьма высокие позиции в странах своего пребывания, другие - восприняли надвигающуюся Вторую Мировую войну как шанс вернуть утраченные позиции на Родине, и сотрудничали с высшим командованием вермахта. Однако, независимо от рода деятельности, нации, и материального положения, практически все эмигранты встретили смерть в грезах о Родине, о своем Кавказе.
Свежие комментарии