На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Бахчисарайский поход черкесов

Про этот поход практически ничего неизвестно из посторонних источников, кроме устной истории самих черкесов. Но, тем не менее , история сохранила даже имена организаторов и самых активных участников этого похода.

Про этот поход практически ничего неизвестно из посторонних источников, кроме устной истории самих черкесов. Но, тем не менее , история сохранила даже имена организаторов и самых активных участников этого похода.Итак, поход был организован во время пщыапщ (верховного князя) Талостана. Как-то ночью, возвращаясь в своё селище очень поздно, он увидел свет в одном окошке. Подкравшись к нему, князь увидел девушек, которые занимались прядением шерсти. Одна из девушек задремала, уколола палец о чесалку и в сердцах воскликнула: “Тхьэшхуэ бы прибил такого князя, как у нас. У татар, говорят, тканей много, а у нас пальцев не осталось от грубой шерсти. Был бы у нас достойный князь, отобрал бы у татар красивые ткани и избавил нас от мучений!” Талостан, ни слова не говоря, отошёл от окна и на следующее же утро собрал Хасу и стал готовиться к походу.В то время основным тягловым скотом были волы, а они не поспели бы за войском. Поэтому пришлось придумывать способ, как запрягать лошадей, делать брички, приручать к упряжи лошадей. Было сделано сто бричек. Кроме того, решено было в поход отправлять всадников только на белых конях, чтобы произвести психологическую атаку.Мудрые старики начали отбирать самых сильных войнов-рыцарей по всему краю. Когда стали называть имена кандидатов, были озвучены и имена братьев Ещ1анокъуэ и братьев К1эфыщокъуэ. Но последовали возражения – между этими братьями была вражда…Вражда возникла из-за пустого бахвальства. Однажды братья К1эфыщокъуэ встретили мать братьев Ещ1анокъуэ, которая в сопровождении лишь одного подростка ехала повидаться к своим родственникам. По обычаю, братья развернулись и сопроводили старую женщину. По пути старая женщина начала хвалиться своими сыновьями, какие они у неё сильные да знаменитые. Проводив старушку до места, один из братьев достал кинжал, прижал её плашмя к лицу старой женщины и сказал: “Нана, пусть твои сыновья попробуют нам не простить этого поступка! Пусть твоя старость будет счастливой!” – и уехали. С тех пор оскорблённые братья искали момент поквитаться.Старики вынесли свой вердикт: “Их вражда – их личное дело, мы же говорим об общем. Вернутся из похода, дальше их дело, сейчас же распрям нет места. Зовите всех четверых сюда.”Собрав сто конных бричек, походные кузни, кузнецов и т.д., черкесское войско на белых конях выдвинулось в поход на Бахчисарай. Керчь форсировали, наняв для этого прибрежных пиратов. В песне поётся так: “И пщ1эгъуалэшхуэр кхъухьышхуэ пхащ1эк1э нытхузэрашэ… – Белоконное войско провозят нам большегрузными кораблями…”Марш начался с Керченского перешейка. Черкесы осадили Бахчисарай. Ошалев от подобной наглости, татары стали защищаться. Оборона была упорной, особенно в районе Белой мечети. Совсем молодой Андемыркан принимал участие в этом походе. Он тогда сказал: “Даже если не будет никакого прока, прорвусь к их Белой мечети!” Черкесы тогда не были мусульманами, а упорная защита татарами мечети была попыткой уберечь свою главную святыню от осквернения.Бахчисарай был взят, выкуп оговорен.Правители Бахчисарая пошли на хитрость – решено было устроить пир для победителей и во время пира перерезать верхушку армии вторжения. Но братья Ещ1анокъуэ встали снаружи, а братья К1эфыщокъуэ внутри трапезной, и, не пуская никого из татар внутрь, сами ухаживали за пиром своих предводителей. На обатном пути одни братья были в авангарде, другие в арьергарде войска.Получив выкуп, черкесы вернулись домой с невероятно богатой добычей. Каждый из участников похода одаривал свой род и соседей. Тканей было настолько много, что ещё много лет после этого шелка Бахчисарая служили в качестве белья и одежды.Бахчисарайский поход был одним из первых заявок Черкессии на гегемонию в регионе и стал предвестником многих и многих походов после него.Рассказ Зарамука Кардангушева
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх