Часто приходиться слышать о том, что Адыги ныне проживающие центральном предкавказье, пришли на эти места с берегов Азовского моря с разрушением Алании войсками Тимура, и заняли все то пустое пространство оставленное аланами при отступлении в горы. И действительно, такое событие имело место быть, но часть черкесов на тот момент все таки проживала в Алании.
..
Часто приходиться слышать о том, что Адыги ныне проживающие центральном предкавказье, пришли на эти места с берегов Азовского моря с разрушением Алании войсками Тимура, и заняли все то пустое пространство оставленное аланами при отступлении в горы. И действительно, такое событие имело место быть, но часть черкесов на тот момент все таки проживала в Алании.
Если сопоставить все записи, находки и карты того времени, можно легко установить несколько фактов.
Начнем с момента о том, что кабардинцы спустились с Азова, и это правда, на портулане(карте) Весконте 1318 года, в северном приазовье упоминается место под названием Cabali, оно стоит немного восточнее нынешнего Таганрога, но через 20 лет на портулане Анджелино Дульсерта 1328 года то же самое место называется Cabardi, также как и на каталонском атласе 1375 года. Итак понятно, где находилась первоначальная родина кабардинцев. Но, если вернуться к 1318 году, то Никоновская летопись сообщает: «Бывшоу же блаженному к великому князю Михаилу в неизреченном том томлении и тягоже дни 26 за рекою Терком на реце на Севенце, под городом Тетяковым, минувши же все горы Асиськие и Черкасские, близ ворот Железных». Отсюда следует, что какая то часть на тот момент уже "черкесов", проживала в Алании, или же если сказать что эта часть лишь мигрировала в Аланию увидев ее разрушение, вспоминается сразу надпись на Этокском памятнике, переведенные Турчаниновым на адыгский язык, к слову памятник установлен в 4 веке н.э. Назревает вопрос, откуда в то время адыги в Алании, если же они спустились все до единого с Азова?
Кузнецов В.А. опираясь на раскопки Татартупа(Дедякова), установил, в городе проживали помимо ясов, греки и касоги, опять же наталкивает на мысль об адыгах проживавших в Алании.
Далее, Константин Багрянородный в 957 году в своей книге "Об управлении империей" записал: "Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия(Касогия), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания". На основе этих записей бенедиктоский монах Бандурий составил карту (год неизвестен, известно лишь то, что его книга была издана в ХVІІІ в. в Венеции) карта не несет в себе правдивости, хотя ее часто приписывают к тому или иному событию.
Вернувшись к вопросу о кабардинцах, уже после заселения ими предкавказья и основания Кабарды, Якоб Рейнеггс совершивший 5 экспедиций по Кавказу при посещении Кабарды писал: "Малая Кабарда, или Ахло-Кабак, граничит с восточным склоном Баксанских гор и правым берегом Терека; на востоке она достигает левого берега Кумбалея. Здесь живут НАСТОЯЩИЕ ДРЕВНИЕ ЧЕРКЕСЫ, которые хотя и не принадлежат к кабардинской линии, но признаются князьями страны" а продолжении его записей есть до боли знакомый момент: "Но, вероятно, и там в местности, образуемой Чёрным морем, частью "Меотийского озера“ и двумя рукавами Кубани кабардинцев не устраивало, поскольку они продвинулись дальше на северо-восток под руководством вождя Инала Дегеню в место, где жил небольшой народ черкесов… Когда численность кабардинцев увеличилась, они отважились досаждать черкесам всеми возможными способами так, что последние были вынуждены оставить своё имущество, переселиться за Терек и искать себе для жизни новое место, которое они назвали Ахло-Кабак". Все сходиться.
Другой немаловажный факт, связан с городищем "Кунитаг" в селении Сармаково Зольского района Кабардино-Балкарии (расположенный на горе Къэлэжь). Еще сегодня жители села, упоминают его как КIунитIыгъэ, а споры о его принадлежности к аланам или касогам ведутся до сих пор.
Наличие черкесов в Алании объясняется еще и тем, что они являются носителями той самой сперва Майкопской, затем Дольменной и потом Меотской культуры, имевшие место быть в центральном предкавказье. Похожие на дольмены Краснодарского края, были найдены также в Ставрополе и в Нальчике, что еще раз подтверждает их присутствие в данном регионе. Находки курганов, городищ и мечей синдо-меотов, доказывет преемственность данной территории от одной культуры к другой.
Источник
Свежие комментарии