Неожиданно вспыхнувшее в конце 1830 года в Царстве Польском восстание и первые, неудачные для русских полков, сражения заставили русское военное руководство в срочном порядке направить в возмутившийся регион все ближайшие полки. Однако, уже на марше выяснилось, что полтора десятка мирных лет, прошедших с времен наполеоновских войн, крайне негативно отразились на боевой подготовке регулярных кавалеристов: увлекшись манежной ездой и плац-парадами, в которых целые полки верхом под музыку танцевали вальсы, их командиры совершенно забросили боевую подготовку, ограничиваясь самым простым линейным учением, и то на случай, если приедет начальник дивизии и прикажет его провести.
Но и на этих учениях кавалерия должна была передвигаться только шагом или собранной рысью, но никак не карьером. Офицеры же, любившие наездничество, получали прозвище "казачок" или "казуля" и рисковали попасть в немилость...Неожиданно вспыхнувшее в конце 1830 года в Царстве Польском восстание и первые, неудачные для русских полков, сражения заставили русское военное руководство в срочном порядке направить в возмутившийся регион все ближайшие полки. Однако, уже на марше выяснилось, что полтора десятка мирных лет, прошедших с времен наполеоновских войн, крайне негативно отразились на боевой подготовке регулярных кавалеристов: увлекшись манежной ездой и плац-парадами, в которых целые полки верхом под музыку танцевали вальсы, их командиры совершенно забросили боевую подготовку, ограничиваясь самым простым линейным учением, и то на случай, если приедет начальник дивизии и прикажет его провести. Но и на этих учениях кавалерия должна была передвигаться только шагом или собранной рысью, но никак не карьером. Офицеры же, любившие наездничество, получали прозвище "казачок" или "казуля" и рисковали попасть в немилость.
Пренебрежение боевыми уставами заметно и в приказе на выдвижение в Польшу, который был отдан командиром Ямбургского уланского полка 26 февраля 1831 года. В нем подробно описано все, что касается порядка в походе, вплоть до того, что людям запрещалось вешать подсумки за перевязь и форменные шапки за чешую (подбородочный ремень) и предписывалось ежедневно заниматься с теми уланами, которые будут назначены в ординарцы и, следовательно, будут представляться вышестоящему начальству. Однако ни слова не сказано про авангард, арьергард, боковое охранение и сторожевую службу во время движения и на биваках.
По прибытии в Польшу "неожиданно" выяснилось, что уланский полк не знает основ службы легкой кавалерии на войне. Первый приказ и первая инструкция по несению аванпостной службы в этом полку, которые разъясняют "хотя вкратце, основные правила аванпостной службы, для скорейшего внушения понятия об оных всем вообще нижним чинам", как пишет В. Крестовский в "Истории 14-го Ямбургского уланского полка" (СПб., 1873), были изданы его командиром, когда полк уже находился на территории восставших.
Однако это не сильно помогло: уланы, находясь в ведетах, позволяли себе спать, слезать с коня, отлучаться с ведета и даже упускали коней во время несения службы.
Результат не замедлил сказаться. Как пишет В. Крестовский, "аванпостная служба в течение кампании 1831 года была Ахиллесовой пятой нашего полка: нас постоянно и больно щипали на аванпостах польские повстанцы". Они не только проникали за линию ведетов и обстреливали отдыхавших солдат, но и похищали отдельных часовых, снимали целые ведеты и даже захватывали в плен разъездные команды.
И тут на помощь русской регулярной кавалерии пришли казаки. Как пишет все тот же В. Крестовский, "мы никогда не прочь были свалить аванпостную службу на казаков, чуть только представлялась к этому малейшая возможность, да и начальники отрядов наших, как, например, генералы Сулима и Оффенберг, очень хорошо видя нашу слабость и ненаходчивость в службе этого рода, всегда старались придавать нам в помощь казачьи части, хотя бы даже в размере самых незначительных команд, которые распределяли своих людей между пикетами и разъездами регулярных кавалеристов и, надо отдать справедливость, казаки все-таки научили нас кое-чему полезному, по крайней мере настолько, что осенью мы могли уже, как следует, отправлять постовые и разъездные обязанности".
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии