Из направленного кафинской администрацией донесения протекторам Банка Святого Георгия от 5 мая 1460 года мы узнаем, что господин Лусты (Алушта) Бердибек, который приходился братом владетелю Готии Кейхиби, выступал посредником на переговорах между крымским ханом Хаджи Гераем и правителем Кремука Биберди.
При его посредничестве хан и черкесский князь договорились о встрече в Воспоро (Керчь), однако в назначенный день Биберди на встречу не явился...Из направленного кафинской администрацией донесения протекторам Банка Святого Георгия от 5 мая 1460 года мы узнаем, что господин Лусты (Алушта) Бердибек, который приходился братом владетелю Готии Кейхиби, выступал посредником на переговорах между крымским ханом Хаджи Гераем и правителем Кремука Биберди. При его посредничестве хан и черкесский князь договорились о встрече в Воспоро (Керчь), однако в назначенный день Биберди на встречу не явился.
Кремук – адыгское феодальное княжество, которое часто встречается в письменных источниках второй половины XV века. Венецианец Иосафат Барбаро в своем свидетельстве, которое относится к 50-м годам XV века, сообщает о нем следующее:
«Если ехать из Таны вдоль берега упомянутого моря, то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук. Правитель ее носит имя Биберди, что значит «богом данный». Он был сыном Кертибея, что значит «истинный господин». Под его властью много селений, которые по мере надобности могут поставить две тысячи конников. Там прекрасные степи, много хороших лесов, много рек. Знатные люди этой области живут тем, что разъезжают по степи и грабят, особенно [купеческие] караваны, проходящие с места на место. У [здешних жителей] превосходные лошади; сами они крепки телом и коварны нравом; лицом они схожи с нашими соотечественниками. Хлеба в той стране много, а также мяса и меда, но нет вина».
Биберди был значимой фигурой среди черкесского нобилитета. Когда в 1471 году Кафа оказалась на грани вооруженного конфликта с князем Копы, направленный в Зихию кафинский посол Кавалино Кавалло, вел переговоры не только с непосредственным правителем Копы Белзебуком, но также с Биберди и Петрозоком, князем Зихии. Еще раз имя Биберди упоминается в документах, связанных с делом другого князя Копы Парсабока, который в 1473 году, получив строительные материалы от одного кафинского купца, построил себе замок. Генуэзские власти попытались натравить Биберди и других адыгских князей на Парсабока, утверждая, что его усиление угрожает выгодам генуэзской торговли и спокойствию Зихии. Окончательную точку в конфликте поставила османская армия в 1475 году, аннексировавшая как Кафу, так и Копу – владение князя Парсабока. Но Кремуху удалось сохранить свою самостоятельность и после турецкого нашествия.
В 1486 году воинственные фанатики-газии иранского шейха Хайдара вторглись на Северный Кавказ, обрушившись на земли, принадлежавшие христианам: аланам и черкесам. Геноцид христианского населения продолжался, пока газии не достигли областей Тетракоссы и Кремука. Объединенные черкесские отряды нанесли захватчикам жестокое поражение, так «что из их сотен едва спаслись двадцать человек, позорно убегая в свою страну»
Джорджио Интериано (вторая половина XV – начало XVI века) сообщает о черкесах следующее: «Живут они деревнями и во всей стране нет [ни одного] города или укрепленного стенами места, а их самое большое и лучшее поселение — это небольшая долина в глубине страны, называемая Кромук, имеющая лучшее местоположение и более других населенная. Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Крещение же принимают лишь по достижении восьмилетнего возраста, и крестят у них по нескольку человек зараз простым окроплением святой водой, причем священник произносит краткое благословение. Знатные не входят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви, по прошествии же этого срока, или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужение, которое в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви и не слезая с коня».
В книге Жана Батиста Тавернье приводится изображение резиденции черкесского князя с подписью Cumuhio regio, что также интерпретируется как указание на Кремук.
Где находился Кремук из источников не совсем ясно. Наиболее убедительной кажется локализация этого владения в среднем течении Кубани и примерно в районе современного Майкопа. Известный отечественный исследователь В.А. Кузнецов связал с ним расцвет Белореченской курганной культуры. По мнению исследователя Белореченская церковь, открытая в 1869 году, была главным духовным центром Кремука. Георгий Пиуперти, владыка Минилии, чье богатое захоронение найдено в храме, вполне возможно тождественен князю Кремуха Биберди генуэзских источников.
Полагают, что топоним Кремук происходит от Кемиргой (Темиргой) (адыгское КIэмыргуей). Расселение кемиргоевцев вполне соответствует географической локализации Кремуха. Не исключено при этом, что Кремук в период своего расцвета (в третьей четверти XV века) включал не только область, позже известную под этим названием, но также большую часть Западной Черкесии вплоть до побережья Азовского моря. В последующие десятилетия в результате уступок земель другим адыгским субэтносам и другим народам, территория княжества значительно сократилась, однако и в более поздний период княжеская власть здесь была наиболее развитой в Черкесских землях. Правители Кемиргоя Болотоковы до XIX века носили титул «князь князей».
Свежие комментарии