Черкесы в позднем средневековье и в новое время ,за редким исключением (о которых пойдет речь ниже), не строили долгосрочных каменных укреплений, так как исповедовали тактику атакующей , а не оборонительной войны. В посте по ссылке, эта тема слегка мною раскрыта:...
Черкесы в позднем средневековье и в новое время ,за редким исключением (о которых пойдет речь ниже), не строили долгосрочных каменных укреплений, так как исповедовали тактику атакующей , а не оборонительной войны.
В посте по ссылке, эта тема слегка мною раскрыта:Действительно большая часть каменных сооружений Черкесии (культовых, военных ,хозяйственных, жилых и т.д.) во время и после Кавказской войны ,были буквально стерты с лица земли - разобраны на готовые стройматериалы. Там где горское население не было выселено ,в частности на Восточном Кавказе, образцы каменного зодчества в более или менее нормальном состоянии сохранились.
Военные фортификационные сооружения черкесов.
Башня ныне носящая название Адиюх ,являются одной из тех что некогда составляли целую систему сигнально-сторожевых башен расположенных вдоль Кубани и Зеленчука. Эта линия из архитектурно идентичных друг другу башен в наше время представлена её жалкими остатками. Адиюх единственная сохранившаяся в целости. Остатки аналогичных ей башен найдены на Хурзуке ,у Кызыл-калы и у Армавира . У Армавира ,это башня Тугановых ,".. которая возвышаясь над поймой Кубани, выполняла несколько функций: контролировала проход по реке, служила для подачи сигнальных огней, а также являлась жильем для семьи феодалов". [Фоменко В.А. "Адыги в верховьях Кубани в 14-18 вв".]
Археолог Фоменко В.А. также отмечает :" Двое стариков, видевших башню Тугановых, утверждали, что она по общему виду напоминала башню Адефий на р. Малый Зеленчук, сохранившуюся до наших дней." И далее: "Башня Тугановых, судя по архитектуре, также была построена в середине XVIII в., а ее расположение позволяет предположить, что верхнекубанские каменные башни были частью линии укреплений." [Фоменко В.А. - указ.раб.]
В следующей свое работе археолог Фоменко сообщает : "Следует сказать, что выше на Кубани и ее притоках находятся пять старинных похожих по архитектуре боевых каменных башен, из которых наиболее известна Адиюх. Одна из них расположена в самых верховьях Кубани у старого селения Хурзук." Далее он пишет : " Подчеркивает сходство Хурзукской башни с Адиюх и Л.И. Лавров. Кызыл-калинскую боевую башню исследовала археолог Е.П. Алексеева и отметила черты сходства этой башни с Хурзукской и Адиюхской башнями. Возможно, аналогичная башня располагалась в балке Клевцовой у пос. Новоисправненского...Вполне вероятно, что эти боевые каменные башни составляли единую систему укреплений созданных в Верхнем Прикубанье в 60-х гг. ХVIII в. кабардинским князем Темрюк-Хаджи Боматовым одновременно с земляной крепостью Хаджи-кале (окрестности поселка Эркин-Шахар)" [Фоменко В.А. О некоторых работах по истории Верхнего Прикубанья XVXVIII вв. // История и культура народов Северного Кавказа. Пятигорск, 2005. Вып. 1.]
Лавров также нам сообщает имя строителя и время строительства башни Адеюх : "Носящая имя легендарной красавицы из нартского эпоса, тем не менее башня была построена в 18 веке кабардинским князем Темрюк-Аджи Баматовым...Сам же строитель башни Адиюх Темрюк-хаджи Бамматов умер в 1780 году и похоронен у устья реки Гунделен , на его могиле был воздвигнут мавзолей." [Лавров, "Мусульманская эпиграфика Северного Кавказа как исторический источник."]
В данную оборонительную систему была включена и крепость Хаджи-кала ,располагавшаяся на севере верхнекубанской земли в устье Смертной балки. Остатки крепости Хаджи-кала ныне находятся в северной степной части Карачаево-Черкесской республики у слияния Кубани и Малого Зеленчука близ станицы Беломечетской. "Крепость Хаджи-кале была построена на западных территориях Кабарды не позднее ХVII в. и возобновлена (перестроена) в 60-х гг. XVIII столетия, вместе с другими укреплениями (каменными башнями) сыграв важную роль в истории региона." [Фоменко В.А.,"О некоторых работах по истории Верхнего Прикубанья XVXVIII вв."]
Крепость в этом районе упоминается также в работе турецкого путешественника Эвлии Челеби в ХVII в. посетившим Прикубанье. Он кратко описывает крепость Шад-керман расположенную у слияния реки Джен-джек (Зеленчук) и Кубани. Это деревянная крепость четырехугольная в плане, цитадель сложена из кирпича, имеется ров с деревянным висячим мостом. Как сообщает Э. Челеби крепость была построена кабардинским князем Мисост-беем (в ХVII в.) для защиты от калмыков." [Челеби Э.,"Книга путешествия", Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М., 1979. Вып. 2. С. 84.]. Внутри крепости была отстроена из белого известняка Белая мечеть.
В работе Р.У. Туганова имеются сведения, о том что крепость Хаджи-кала была основана в 1761 году старшим сыном старшего князя Кабарды Бомата (Мугамет-бека) Кургокина (Атажукина). По сведениям Р.У. Туганова ,Темрюко Атажукин твердо придерживался антирусской ориентации, был в Крыму и Турции, совершил хадж в Аравию, получив звание хаджи. В 1761 году Темрюко с семьей переселился на левый берег Кубани основав там крепость Хаджи-кал – "поселение с мечетью и оружейными мастерскими". [Туганов Р.У. ,"Измаил-бей", Нальчик, 1972.]
По сообщению Потто ,данная оборонительная система долго не простояла. Видимо не сумев противостоять артиллерии российской армии ,система была разрушена . "Созданная в верховья Кубани в начале 60-х гг. XVIII в. линия или сеть боевых каменных башен прекратила функционирование вместе с крепостью Хаджи-кале уже в конце 70-х гг. того же столетия. В это время в западной части Кабарды действовал мощный отряд российских войск генерала И. де Медема при поддержке калмыцкой конницы". [Потто В.А. Два века терского казачества. Владикавказ, 1912.]
Необходимо также отметить что аналогичные оборонительные укрепления объединенные в системы ,были распространены и в других местах Западного Кавказа ,в частности на притоках Кубани ,в долине реки Псекупс еще в античные или раннесредневековые времена были сооружены крепости ,которые вскоре были заброшены. Но с началом Кавказской войны часть из них реконструировали и они продолжали функционировать. В качестве примера можно привести цитадеть Псыфаб. Это укрепление к 1848 году было обустроено одним из муртазигских округов Мухаммеда Амина во главе с муфтием - судьёй и тремя советчиками – кадиями. На территории крепости разместились: судилище, конюшня, жилое помещение и склад с продуктами, а пещерные углубления использовались для ослушников.[«Экспедиция в станицу» Д.Писарева.]
В ходе завершающего этапа Кавказской войны цитадель была оставлена черкесами ,а новоприбывшими русскими поселенцами она была полностью разрушена и пущена на стройматериалы для вновь возводившихся окрестных станиц. Такая же судьба постигла и остальные фортификационные сооружения на Кубани и в Причерноморье. Вообще сколько нибудь ценные в плане получения готового стройматериала ,сооружения были разрушены до основания. П. П. Короленко пишет — «Старожил Тар…й рассказывал, что он еще в молодых летах, прибывши в Сочи около 1870 г. застал в развалившейся крепости круглое в средине стен каменное здание, с обвалившимся верхом, сажня в два в диаметре, похожее по стилю строения на храмы древних церквей, имеющихся во многих местах Черноморского побережья, и за стеной в стороне р. Сочи громадную в три яруса каменную башню, с отверстиями для бойниц во всех трех этажах… Время пощадило эти древние сооружения, но не пощадили их люди. Все каменные стены, храм и башня были разобраны и из них выстроена церковь, красующаяся и теперь в Сочи, с золотым верхом;» [П.П. Короленко ,«Записки по истории северо-восточного побережья Черного моря. Сочи» (1911 г.) ]
Этой участи не миновали и древнейшие каменные сооружения региона - дольмены. Большая их часть была разобрана ради мощных плит ,которые шли на фундаменты церквей и административных зданий в станицах и городах Кубани. Доброхотов Ф.П. указывает, что «в селении Береговом местный храм целиком построен из камня разрушенных дольменов. В селении Пшада — мельница. Десятки разрушенных, изуродованных дольменов встречаются на каждом шагу, около поселенческих селений, шоссейных дорог и дач, и красноречиво говорят, как мы поступаем с этими редкими свидетелями седой древности» [Ф.П.Доброхотов. Черноморское побережье Кавказа. СПб, 1916.]
Источник
Свежие комментарии