В середине XIX века для связи Правобережья Кубани с берегом Чёрного моря была построена Адагумская коммуникационная укреплённая линия. Она проходила от современного г. Славянска-на-Кубани до г. Новороссийска и состояла из 20 постов. В её составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу р.
Неберджай у липовой рощи. Пост представлял собой в плане прямоугольник образованный двойным плетневым забором с земляной засыпкой между плетнями. В заборе были сделаны бойницы для стрельбы. Внутри поста находилась казарма-полуземлянка. © Ю. Зюзин, казачий полковник www.uga.ruВ середине XIX века для связи Правобережья Кубани с берегом Чёрного моря была построена Адагумская коммуникационная укреплённая линия.Она проходила от современного г. Славянска-на-Кубани до г. Новороссийска и состояла из 20 постов. В её составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу р. Неберджай у липовой рощи. Пост представлял собой в плане прямоугольник образованный двойным плетневым забором с земляной засыпкой между плетнями. В заборе были сделаны бойницы для стрельбы. Внутри поста находилась казарма-полуземлянка.
С мая 1862 года гарнизон поста состоял из казаков 3-й роты 6-го черноморского пешего батальона. Начальником поста был сотник Ефим Миронович Горбатко. Гарнизон имел одну пушку, казаки были вооружены огнестрельным и холодным оружием.
3 сентября 1862 года на посту находились: один сотник, один урядник, один канонир, 32 казака и жена сотника – Мариана, приехавшая к мужу накануне.
Ночью с третьего на четвёртое сентября к посту вышло скопище горцев, состоящее, примерно, из четырёх тысяч человек, пеших и конных. Они имели целью нападение на станицу Верхне-Баканскую.
Несмотря, на тёмную ночь, сырую и ветреную погоду, скопище горцев было обнаружено заблаговременно и казаки встретили их дружными ружейными залпами. Пушка сделала несколько сигнальных выстрелов, для сообщения соседним постам о нападении. Но из-за дождя и ветра сигнал не был услышан.
Первая атака горцев была успешно отбита. Они отступили в лес.
Вскоре пост был атакован вторично. Используя длинные шесты с крючками на концах горцы пытались повалить плетневой забор. Но вторая атака также была отбита ружейным огнём и ручными гранатами.
Во время третей атаки горцам удалось повалить часть забора и проникнуть внутрь поста. Началась рукопашная схватка.
Жена сотника принимала участие в бою вместе с мужем. Казаки стояли насмерть, отбиваясь штыками и прикладами.
Но вот убит сотник Горбатко. Его гибель воодушевила горцев. Они бросились к его телу, чтобы отрубить голову. Но на их пути встала с ружьём в руках офицерская жена – Мариана Горбатко. Одного из горцев она сразила выстрелом, другого заколола штыком.
Горцы оторопели, но, оправившись через мгновение, изрубили её шашками. Так погибла героиня-казачька.
Оставшиеся в живых казаки укрылись в казарме-полуземлянке и продолжали бой через её окна. Через некоторое время горцы подожгли казарму, но казаки отстреливались до последнего. Все они сгорели, но не сдались.
Внезапность нападения горцами была упущена, и они отступили в горы, забрав с собой около, 200 трупов убитых.
Казачий резерв прибыл на пост на следующий день и обнаружил погибший гарнизон, 18 казаков были найдены в казарме сгоревшими в уголь. Сгоревшие казаки были похоронены у поста на берегу речки Неберджай; остальные в братской могиле на кладбище ст. Неберджаевской, жена сотника в отдельной могиле.
События на Георгиевском посту не имеют широкой известности. Более ста лет официальные документы о событиях 4 сентября 1862 года оказались невостребованными, так что и сам казачий подвиг оказался как бы утерянным. Место Георгиевского поста сейчас скрыто водами Неберджаевского водохранилища. Памятник героям немой укор небрежению нашему к собственной истории и безразличию к судьбам её героев. С 1920 года он заброшен (и даже не стоит на учёте), затем перенесён на другое место.
Подвиг казаков почти исчез из памяти народа. Могилы казаков разорены и непокаянные их души и ныне летают над водами Неберджая с горестными кликами.
© Ю. Зюзин, казачий полковник www.uga.ru
Свежие комментарии