Крымские татары представляли собой довольно опасную силу, которая неоднократно и нередко успешно вела войны как с Россией, так и с Польшей, участвовали в войнах с Европой на стороне Турции. "Вороны закричали и взмахнули крыльями. С Черного моря сверкают ханские бунчуки. Через степи, в огне, пламени и дыму идут татарские орды из Крыма.
В кровавых вихрях бесчинствуют язычники в Подолии", писал один из основателей польской школы фехтования М. Старжевский. Оценке их боевых боевых возможностей и тактике действий было посвящено довольно много материалов, подготовленных иностранцами, начиная с XVI века и до момента разгрома крымского ханства русской армией и включения Крыма в состав Российской империи в 1783 году...Крымские татары представляли собой довольно опасную силу, которая неоднократно и нередко успешно вела войны как с Россией, так и с Польшей, участвовали в войнах с Европой на стороне Турции. "Вороны закричали и взмахнули крыльями. С Черного моря сверкают ханские бунчуки. Через степи, в огне, пламени и дыму идут татарские орды из Крыма. В кровавых вихрях бесчинствуют язычники в Подолии", писал один из основателей польской школы фехтования М. Старжевский. Оценке их боевых боевых возможностей и тактике действий было посвящено довольно много материалов, подготовленных иностранцами, начиная с XVI века и до момента разгрома крымского ханства русской армией и включения Крыма в состав Российской империи в 1783 году.
Оружие и боевая подготовка.
Одно из наиболее интересных и точных описаний крымских татар оставил Гийом Боплан (впервые было издано в 1651 году): "все они храбрые и сильные воины, не поддающиеся усталости, легко переносящие перемены погоды, ибо с семилетнего возраста, когда они выходят из своих котарг, то есть домиков на двух колесах или хижин, они никогда не спят под иной крышей, нежели под открытым небом. Начиная с этого возраста им никогда не дают пищу, пока они не собьют ее сами стрелою. Вот как татары учат своих детей метко стрелять. По достижению двенадцатилетнего возраста их посылают воевать... Вооружены они саблей, луком с колчаном, снабженным 18 - 20 стрелами, за поясом нож, огнивом для высекания огня, шилом и 5 - 6 саженями ременных веревок, чтобы связывать пленников, которых они могут захватить во время похода... Только самые богатые носят кольчуги, остальные же, за неимением таковых, отправляются на войну голыми. Все они смелы и ловки на конях, но имеют дурную посадку, так как ноги слишком изогнуты из-за коротких стремян. Сидя на лошади, они походят на обезьяну, посаженную верхом на борзую собаку. Тем не менее они очень искусные наездники и столь ловки, что во время самой крупной рыси перепрыгивают с одной выбившийся из сил лошади на другую, которую они ведут на поводу, чтобы быстрее ускакать, когда их преследует противник... (Боплан Г.Л. де. Описание Украины). О довольно плохом вооружении татар говорит и Михаил Литвин в своих записках (относятся к середине XVI века) : "хотя в поход выступали отборные татары, но снарядились они обыкновенным образом, т.е. были почти безоружны; едва десятый или двадцатый из них был вооружен саблею или колчаном, панцири же встречались еще реже; одни имели только палки костяные или деревянные, другие были препоясаны пустыми ножнами без оружия. Щитов, копий и другого оружия они совсем не знают... Зато никто из них не отправляется без нескольких свежих ремней, особенно, если набег направляется в наши страны, тогда они больше заботятся о средствах для вязания нас, нежели об оружии для собственной защиты" (Литвин М. О нравах татар, литовцев и москвитян). С ними согласен и Балтазар Вижинер, чьи записки относятся к второй половине XVI века: "вооружение их весьма несложно и состоит по большей части из одного лука и стрел иногда с прибавкою кинжала или меча" (Вижинер Б. Описание польского королевства).
Тактика действий.
"Являющийся их королем Хан, получив приказ Великого господина войти в Польшу, с величайшей поспешностью старается приготовить свои войска, то есть армию в 80 тыс. человек, если он сам лично участвует в походе (современные специалисты считают эту цифру сильно преувеличенной - ИО). В ином случае, коль скоро воинов в поход ведет и командует ими мурза, численность армии обычно составляет не более 40-50 тыс. Их вступление на вражескую землю происходит обыкновенно в начале января, всегда в зимнее время, чтобы не иметь никаких преград в дороге; болота и реки не могут им препятствовать продвигаться во всех направлениях, куда ведут их дороги. Итак, собравшись вместе и сделав осмотр, они выступают в поход " Они делят войско "на три, две трети предназначены для основного состава, последнюю треть делят еще раз на две; каждая половина трети образует фланг, а именно: правый и левый. В таком порядке вступают они в страну". Фланги выполняют набеги, грабя обнаруженные селения и захватывая все мало-мальски ценное, "в то время как основной состав никогда не уменьшается и постоянно состоит из двух третей армии, он движется (как мы говорили) только шагом, чтобы быть всегда в форме и в готовности сразиться с польской армией, если она встретится на его пути, хотя такая встреча не входит в планы татар, напротив они стараются, насколько возможно, избежать ее. Они никогда не возвращаются тем путем, которым пришли, а описывают род дуги для того, чтобы получше ускользнуть от польской армии, ибо они никогда не сражаются иначе, как обороняясь, и то только тогда, когда их сильно теснят. Даже убедившись, что их десять против одного, они и тогда не решаются напасть первыми, ибо эти разбойники (именно так и следует называть этих татар) приходят в Польшу совсем не для того, чтобы сражаться, а чтобы грабить и внезапно захватывать добычу. Если же поляки встречаются на их пути, то задают им такого жару, что непрошенные гости убираются прочь и уже не неторопливым шагом" (Г. Боплан). О предпочтении тактики набегов пишет и де Вижинер: "Они не признают иного занятия кроме войны, т.е. внезапных набегов, сопровождаемых убийствами и грабежами, так как ни осады, ни обороны замков у них не бывает и в помине" (Б. Вижинер).
Крымские татары в бою.
"В битвах они храбрее москвитян, хотя вооружение их хуже; в начале атаки они всегда стараются обойти левое крыло неприятеля для того, чтобы удобнее выпускать стрелы. Часто, уже обращенные в бегство, они останавливаются, обращаются на врага, преследовавшего их и рассыпавшегося в погоне, и таким образом, уже побежденные, вырывают победу из рук победителей. Но наши одолевают татар, если приходится сражаться с ними в правильном строю, без хитрости и коварства, даже в таком случае, если они значительно превосходят нас числом" (М. Литвин). О храбрости татар в бою писал и де Вижинер: "татары никогда не просят пощады и, хотя избегают правильной войны, до последнего издыхания защищаются ногтями и зубами, если не имеют другого оружия... Они никогда не употребляют копий потому не встречают неприятеля лицом к лицу, в сомкнутом строе и боевом порядке, а только беспрерывно наступают и отступают. То вдруг яростно и неудержимо набрасываются на неприятеля, затем также внезапно обращаются в бегство... Затем они тотчас же снова смыкают свои ряды и стараются как можно теснее окружить и оцепить неприятеля, оставляя всегда свободный проход для тех, которые продолжают тревожить его своими атаками... Если раз удается остановить их или смешать ряды, то нет уже никакой возможности восстановить порядок, и татары бегут, сломя голову. Зато, когда перевес на их стороне, тони быстрым, усиленным движением решают битву" (Б. Вижинер).
О том, как оценивали русскую армию перед началом Русско-японской войны японцы, вы можете прочитать здесь.
О том, как оценивали выучку казаков иностранные наблюдатели в русско-японскую войну, вы можете прочитать здесь.
О том, как казаков оценивали враги во время наполеоновских войн, вы можете прочитать здесь.
Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!
Источник
Свежие комментарии