По сказанію грузинской хроники Вахтанга V, первымъ проповѣдникомъ христіанской религіи въ Абхазіи былъ св. Симонъ Кананитъ, пришедшій вместе съ св. Андреемъ Первозваннымъ (въ 40-мъ году послѣ Р. Х.); въ царствованіе армянскаго царя Адеркія, сына Бартома, Симонъ Кананитъ умеръ въ Анакопіи[1] (лежавшей недалеко отъ устья реки Псырты>1), а Андрей пошелъ далее обращать въ христіанство мингрельцевъ[2].
У самыхъ воротъ рѣки Псырты, образуемыхъ двумя почти сошедшимися горами, стоятъ развалины великолепнаго храма, который и до настоящаго времени извѣстенъ подъ названіемъ храма Симона Кананита. Онъ былъ совершенно целъ до 1858 года, до того времени, когда вздумалось одному изъ сосѣднихъ владѣльцевъ, маіору Гасану Маргани, выстроить себѣ домъ из материаловъ, употребленныхъ для постройки храма. Съ этою целью разобрали сводъ храма и съ того времени годъ отъ году онъ приходитъ въ большее и большее разрушеніе. Судя по архитектурѣ храма и по стенной живописи, сохранившейся еще въ некоторыхъ местахъ,По сказанію грузинской хроники Вахтанга V, первымъ проповѣдникомъ христіанской религіи въ Абхазіи былъ св. Симонъ Кананитъ, пришедшій вместе съ св. Андреемъ Первозваннымъ (въ 40-мъ году послѣ Р. Х.); въ царствованіе армянскаго царя Адеркія, сына Бартома, Симонъ Кананитъ умеръ въ Анакопіи[1] (лежавшей недалеко отъ устья реки Псырты>1), а Андрей пошелъ далее обращать въ христіанство мингрельцевъ[2]. У самыхъ воротъ рѣки Псырты, образуемыхъ двумя почти сошедшимися горами, стоятъ развалины великолепнаго храма, который и до настоящаго времени извѣстенъ подъ названіемъ храма Симона Кананита. Онъ былъ совершенно целъ до 1858 года, до того времени, когда вздумалось одному изъ сосѣднихъ владѣльцевъ, маіору Гасану Маргани, выстроить себѣ домъ из материаловъ, употребленныхъ для постройки храма. Съ этою целью разобрали сводъ храма и съ того времени годъ отъ году онъ приходитъ въ большее и большее разрушеніе. Судя по архитектурѣ храма и по стенной живописи, сохранившейся еще въ некоторыхъ местахъ, постройку его можно отнести ко времени постройки Лыхненской церкви. Предполагая найти какое-нибудь указаніе о времени постройки этого храма, я произвелъ несколько незначительныхъ раскопокъ въ окружностяхъ его и в самомъ храме, въ томъ мѣстѣ, гдѣ помѣщался престолъ. Только послѣдняя раскопка увѣнчалась небольшимъ успѣхомъ и найдена серебряная монета Комненовъ, съ изображеніемъ святыхъ Алексея и Евгенія на одной стороне и еще какого-то святаго на другой. Монета лежала подъ престольнымъ камнемъ, что даетъ право предполагать объ участіи Алексея Комнена>2, если не въ постройкѣ, то въ возобновленіи храма. Сзади храма, въ левой скалѣ, находится пещера, вѣроятно служившая кельей какому-нибудь монаху; по преданію, это была келья св. Симона Кананита и всякій старавшійся проникнуть въ нее поражался смертію. Въ настоящее время трещина, образовавшаяся въ скале ниже пола пещеры, дала выходъ скопившимся въ ней газамъ, вѣроятно причинявшимъ смерть, и доступъ въ пещеру сделался возможнымъ. Въ ней, кромѣ камня съ грубо-высеченнымъ на немъ крестомъ, нѣтъ ничего. Вотъ все, что сохранилось до настоящаго времени на мѣсте, принявшемъ первыя сѣмена христіанства. Надо полагать, что сѣмена эти погибли безплодно: вѣроятно, подобно тому какъ въ Мингреліи, составлявшей тогда провинцію Грузіи, гдѣ распространеніе христіанства подверглось самому сильному гоненію со стороны грузинскаго царя Фарсмана, вѣроятно, говорю я, точно такому-же преслѣдованію подверглось ученіе Христа и въ Абхазіи и зачатки новой религіи были истреблены въ ней повсемѣстно. По-крайней-мѣре нетъ никакихъ указаній, по корымъ можно было-бы судить не только о состояніи христіанства въ Абхазии, послѣ перваго вѣка, но даже вообще о религіозномъ состояніи этой страны до половины VI-го вѣка. Быть можетъ, христіанство сохранялось въ прибрежныхъ пунктахъ, занятыхъ греками и римлянами, тогда какъ коренные жители исповѣдывали другую религію, но какую именно – неизвестно.
..По словамъ Прокопія, незадолго до перехода восточнаго берега во власть Юстиніана, отъ Трапезонда до замка Питiусъ существовало только одно укрѣпленное мѣсто, Себастополисъ. Римскія войска, стоявшія въ немъ, не считая себя однако въ безопасности и потому, узнавъ заранее о приближеніи Хозроя>3, сожгли укрепленіе и удалились за море. Въ XI-же вѣкѣ весь берегъ покрытъ цветущими торговлей городами, монастырями, укрепленными замками и церквами.
..Мeнеe счастливы, нежели Пицунда, былі другія мѣстопребыванія высшихъ духовныхъ лицъ въ Абхазіи – Анакопія (древняя Никопсiя) и Дранды, игравшіе также заметную роль в дѣле распространенія христіанства въ крае.
1) Псырта – р. Псырцха (Псырдзха) в Новом Афоне
2) Алексе́й I Комни́н — византийский император в 1081-1118 гг.
3) Хосрой (Ороз) — царь Парфии, правил в 109-129 гг. Из династии Аршакидов
[1]Замечательно, что въ преданіи абхазцевъ сохраняется следующій рассказъ, который мне пришлось слышать от несколькихъ лицъ. Далеко въ глубокой древности пришелъ какой-то святой человекъ и легъ отдохнуть подъ деревомъ недалеко отъ берега реки Псырты. Какъ видно, путникъ шелъ издалека, потому-что захотелъ отдохнуть, и, ложась, снялъ деревянные башмаки, которые и поставилъ около себя. Абхазцы воспользовались сномъ его и украли башмаки и сумку. Проснувшись, святой спросилъ, кто взялъ его вещи, и просилъ возвратить ихъ. Когда эта просьба не была исполнена, то онъ изрекъ следующее проклятіе: "будьте-же вы ворами отныне и до века." - Поэтому мы и воруемъ, наивно прибавили разсказчики.
[2]Dubois de Montpereux, p. 276. Но у него ошибка: Адеркія (Фарсманъ) былъ внукъ Бартома, царствовалъ въ Грузіи съ 3 года до Р. Х. по 60 г. по Р. Х. и получилъ отъ Нерона только часть Арменіи. См. Исторію Грузіи кн. Баратова.
Свежие комментарии