На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

О судебной системе у черкесов

Анализируя прерогативы княжеской власти в Черкесии, Лонгворт указывает на то, что она в некоторых районах (в Натухае, Шапсугии и Абадзехии) практически равна нулю, «а там, где она преобладает... является скорее элементом, ведущим не к безопасности, а к беспорядкам. и их власть может быть удержана только благодаря постоянным усилиям по ее навязыванию».

Таким образом, в интерпретации автора, княжеская власть в Черкесии предстает перед нами как изживший себя социально-политический институт...

О судебной системе у черкесов

Анализируя прерогативы княжеской власти в Черкесии, Лонгворт указывает на то, что она в некоторых районах (в Натухае, Шапсугии и Абадзехии) практически равна нулю, «а там, где она преобладает... является скорее элементом, ведущим не к безопасности, а к беспорядкам. и их власть может быть удержана только благодаря постоянным усилиям по ее навязыванию». Таким образом, в интерпретации автора, княжеская власть в Черкесии предстает перед нами как изживший себя социально-политический институт.

Лонгворт достаточно хорошо изучил также судебно-правовую систему черкесского общества. Он подчеркивал, что в осуществлении правосудия черкесы руководствовались больше нормами своих кланов, чем законами, предписанными исламской религией. Исламские правовые нормы как инструмент регулирования общественно-политических и юридических отношений не получили большого распространения. Исламизм «в своих административных прерогативах остается чуть более чем мертвой буквой».

Тем не менее, представители исламизма могли занимать место в суде. Однако их функции сводились только к толкованию мусульманских законов; они могли отвергаться или приниматься черкесами, в зависимости от того, соответствовали они их представлениям и обычаям или нет. Таким образом, исламские правовые нормы не были общеобязательны.

Важно подчеркнуть, что один и тот же поступок, например, убийство, могло расцениваться и как преступление, и как благое действие. Все зависело от обстоятельств и ситуации, в рамках которых происходило то или иное событие. Как отмечает сам автор, «кража или убийство, когда необходимо возмездие, могут стать не только оправданными, но превращаются в обязанность».

Основным видом наказания у черкесов был штраф. За убийство мужчины назначался штраф размером в двести голов крупного рогатого скота, за убийство женщины - сто. Этот факт может говорить о том, какое положение они занимали в обществе.

Поскольку ответственность ложилась на весь клан, к которому принадлежал преступник, то «клан требовал исключительных прав в отношении наказания собственных членов». Для каждого вида преступления назначалось соответствующее наказание. Претензии уточнялись советом из 12 человек - по шесть от двух кланов; они выступали сторонами в тяжбе. Его приговор должен был быть единогласным. За преступление расплачивался не сам преступник, а весь клан, к которому он принадлежал.

Лонгворт отмечал благотворное действие этих законов с точки зрения предупреждения преступлений. Совершая то или иное преступление, каждый человек отдавал себе отчет в том, что он совершает его не только против «врага», «но также и против собственного клана, который будет вовлечен во все последствия преступления и единственно перед которым он несет ответственность за него» . По мнению автора, законодательство черкесов находилось на достаточно высоком уровне развития.

Таким образом, Дж. Лонгворт дал достаточно подробную характеристику политико-правовому строю и судебной системе черкесского общества первой половины XIX века. При изложении своих взглядов автор не всегда был объективен, что было обусловлено определенными факторами, о которых мы говорили выше. Тем не менее, его работа «Год среди черкесов» является важным историческим источником, из которого мы можем извлечь ценную информацию о политическом строе, правовой системе, судопроизводстве черкесского общества.

Другие новости

"Замолчал": как пьяный казак из пушки по чеченцам стрелял

Удары шашкой в романе Шолохова "Тихий Дон": мифы и реальность Как справиться с чувством одиночества

На кушетке у психолога: реальные причины мужских измен

8 способов сделать своих детей лучшими друзьями

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх