Думал соединить его с предыдущим постом, решил сделать отдельно так как есть о чем рассказать. Как оказалось над памятником работало немало людей и немало о нем упоминали в своих статьях и книгах, разберем по пунктам. Шора Ногмов в книге "История адыхейского народа" и вот что он пишет "Памятник этот представляет молодого человека в шитой шапочке и в платье, похожем по покрою на нынешний бешмет с продольной строчкой.
Застегнут он четырьмя четырехугольными застежками и подпоясан кожаным узким поясом, прошитым посередине ниже лифа, платье идет складками. Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с греческой надписью на передней стороне. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, упоминается имя Баксан, а в конце год, который показывает, что он воздвигнут в IV столетии"...Думал соединить его с предыдущим постом, решил сделать отдельно так как есть о чем рассказать.
Шора Ногмов в книге "История адыхейского народа" и вот что он пишет "Памятник этот представляет молодого человека в шитой шапочке и в платье, похожем по покрою на нынешний бешмет с продольной строчкой. Застегнут он четырьмя четырехугольными застежками и подпоясан кожаным узким поясом, прошитым посередине ниже лифа, платье идет складками. Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с греческой надписью на передней стороне. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, упоминается имя Баксан, а в конце год, который показывает, что он воздвигнут в IV столетии".
Далее более широкое упоминание можно найти в книге Кафоева "Адыго- кабардино-черкесы и тайна этокского памятника". В ней он сопоставляет переводы сделанные Турчаниновым с легендой о князе Дауо и его сыне Баксане взятые из той же книги Шоры Ногмова и относит памятник к 375 году. (текст обзора большой, так что прикрепляю документ).
Кузнецов В.А. выпустил небольшой обзор "Дука-Бек или тайна древнего изваяния". К сожалению статьи в свободном плавании нет, но есть отрывки из его работы, в частности он пишет что памятник "неясного происхождение" и замечает что его следует датировать 16-17 веками отмечая при этом что "одежда война, форма шляпы, показывают параллели с кабардинским костюмом 16-17 вв".
Соснина Екатерина в своей книге "Тайны и загадки Кавказа" также сделала немалый обзор относительно изваяния. Она возвращается к самым первым исследователям памятника, это Гюльденштетд И.А. и граф Ян Потоцкий. Гюлюденштетд воспроизвел руническую надпись и дал полное описание монумента, что повторил в своей книге Потоцкий.
Он сообщает что старый кабардинец по имени Шабаз показал ему монумент, граф подтвердил местное название памятника "Дука-Бек" и написал что это вооруженный мужчина в черкесском одеянии, высотой 14-15 фунтов с греческой надписью. "Абазины и черкесы - говорит он не имеют о нем никаких преданий". (На самом деле предания были, все те же книги Кафоева и Ногмова).
Было еще одно письмо которые было опубликовано ранее, письмо графа Н. Румянцева митрополиту Евгению Болховитинову от 1823 года. Так он пишет "Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника".
Также Соснина добавила в конце: "К концу 50-х годов XIX века сведения о Дука-беке проникли в Западную Европу, чем мы обязаны Флориану Жиллю, писавшему о том, что статуя «остаётся загадочной», и сообщавшему устные рассказы не названных им лиц, где говорилось о том, что в ущелье реки Кефар в 6 верстах от бывшего аула Сидова существует 300 подобных каменных фигур. Впоследствии Дука-беком заинтересовалось английское археологическое общество в Лондоне и предлагало за него весьма большую сумму. Но памятник оставался собственностью Пятигорска вплоть до 1881 года, когда изваяние было перевезено в Москву, в Государственный Исторический музей, где остается до сих пор.
Какому народу принадлежал Дука-бек, до сих пор остается неясным. В литературу Дука-бек вошел как памятник-надгробие знатному воину-кабардинцу. Начало этому представлению положили М. Броссе и Ш. Б. Ногмов. Такая интерпретация изваяния весьма вероятна — к этому времени данная территория уже была заселена кабардинцами и абазинами. Но кажется странным, что уже во время путешествий И. А. Гюльденштедта и Я. Потоцкого местные жители не могли найти объяснения статуе и «не имели никакого представления о её происхождении». Нет и каких-либо аналогий кабардинской материальной культуры.
Свежие комментарии