На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Искусство гончарного дела у древних черкесов

Искусство гончарного дела у древних черкесов



современный набор керамики

Иную картину рисует гончарство постмайкопского периода, представляющего переходный этап от ранней к средней бронзе. На керамике этого периода виден синтез майкопской и северокавказской археологических культур. Последняя появилась на Северном Кавказе во второй половине III тысячелетия до н.

э., и, по мнению некоторых исследователей, из Малой Азии.


От майкопской постмайкопскую керамику, во-первых, отличают амфоры. Они по-прежнему изготавливаются на станке, но формируются грубее из более зернистого теста. Ручки крепятся шпеньками, пропущенными сквозь стенки сосуда. Ручки резко профилированы ребрами. Амфоры, щиуаны, калиркэбы украшаются гравированным центробежным орнаментом, несущим числовую символику.


Миски постмайкопского периода часто снабжаются профилированными бортами и венчиками. Появляются курильницы на основе круглодонных мисок декорированные шнуровым штампом. У круглокорпусных сосудов появляется внутренний полосчато-лещеный орнамент.


Вся керамика постмайкопского периода имеет более мрачные оттенки обжига. Морфологически майкопская и постмайкопская посуда во многих типах сходна с анатолийской. Заметным отличием являются ручки, во множестве характерные для анатолийского гончарства и отсутствующие (за исключением амфор) в майкопской керамике.


Это отличие, видимо, объясняется динамичной оседлостью майкопцев и большей стабильностью оседлости анатолийцев. Сходство можно объяснить, с одной стороны, влиянием постмайкопской культуры на анатолийскую в результате миграции майкопцев в Малую Азию (18 — с. 18) в середине III тысячелетия до н.э. (культура Аладжагуюк), с другой стороны, влиянием Анатолии на постмайкопцев через северокавказскую культуру.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх