Немногие знают, что в 1926 году Адыгея торжественно встречала знамя – это было знамя шапсугов, одной из черкесских субэтнических групп, захваченное при сражении у укрепления Абин в 1864 году. Оно хранилось в Тифлисском музее. «Знамя представляло собой материал коричневого цвета с двумя рукавами и рисунками.
Коричневый – цвет гор. Красная суконная полоса, пересекающая его – цвет солнца. Два рукава были зелеными – цвет родных лесов, полей, одежда шапсугов. На конце рукава окантованы мелкими рисунками. Каждый из них нес свою информацию – рассказывал о победах и поражениях племен», – пишет в своей статье А. Жане. После образования Адыгейской (Черкесской) автономной области, в июле 1922 года, старики-шапсуги обратились к председателю Облисполкома Шиханчерию Умаровичу Хакурате с просьбой найти и вернуть им знамя отцов и дедов.Немногие знают, что в 1926 году Адыгея торжественно встречала знамя – это было знамя шапсугов, одной из черкесских субэтнических групп, захваченное при сражении у укрепления Абин в 1864 году.Оно хранилось в Тифлисском музее. «Знамя представляло собой материал коричневого цвета с двумя рукавами и рисунками. Коричневый – цвет гор. Красная суконная полоса, пересекающая его – цвет солнца. Два рукава были зелеными – цвет родных лесов, полей, одежда шапсугов. На конце рукава окантованы мелкими рисунками. Каждый из них нес свою информацию – рассказывал о победах и поражениях племен», – пишет в своей статье А. Жане.
После образования Адыгейской (Черкесской) автономной области, в июле 1922 года, старики-шапсуги обратились к председателю Облисполкома Шиханчерию Умаровичу Хакурате с просьбой найти и вернуть им знамя отцов и дедов.
Знамя было торжественно возвращено в Адыгею из Грузии, из Тбилисского музея в 1926 году. Грандиозный трехдневный праздник по этому поводу проходил в аулах Афипсип, Панахес, Хаштук, Псейтук и во многих районных центрах Адыгеи. Предлагаю своим читателям уникальный документ из Национального архива Республики Адыгея. Текст публикуется впервые.
Протокол
объединенного заседания членов Совета совместно с гражданами всех аулов Шапсугского общества Тахтамукайского района Адыгейско-Черкесской автономной области 10 января 1926 года.
Присутствовало 206 граждан и представители от Адыгейского музея.
Рассматривали вопрос. О проведении празднества по случаю встречи Шапсугского старинного знамени и о доставке такового из города Краснодара в аул Афипсип. (Докладчики – представитель от музея АЧАО тов. Ачмиз М. и Схакумид С.)
Постановили: Обсудив вопрос всесторонне и принимая во внимание, что для Шапсугского населения дорога память предков, которые имели свое знамя в 1864 году и таковое было отобрано у них при сражении у крепости «Абин» правительственными войсками. И теперь мы вновь можем видеть его. В честь этого постановили: назначить день празднования и приветствия знамени на 13 января 1926 года в ауле Афипсип. Встретить знамя и всех представителей обязательно должны все. С приветственными речами должны выйти Ахеджак (имя написано неясно – НН), Хагур Исхак и Бжассо Давлет, которые и должны произнести благодарность Советской власти и ее руководителям. А для встречи знамени в Краснодаре выслать всех желающих всадников из Шапсугского общества, которые и должны проводить Знамя до сельского совета. Все расходы по доставке знамени возложить на общественный фонд сельского совета.
(Празднование «встречи знамени» было проведено 3-5 июня 1926 года -НН).
«В Тбилиси нас встретили тепло и радушно, – вспоминает о том времени Аслан Бжассо, поехавший в Грузию в составе делегации. – Было много интересных встреч со знатными людьми, учеными. Находясь под впечатлением этих встреч, увозя с собой реликвию, мы с (Мет-НН) Тухтухом не спали почти все трое суток, которые были затрачены на дорогу обратно. Доехали вечером до Краснодара. Здесь нас ждал не менее торжественный прием. Встречать нас приехали почти все представители аулсоветов Адыгеи. Все хотели посмотреть на знамя, но Шихамчерий Умарович успокоил всех.
Мы развернули знамя и в сопровождении более двухсот всадников доставили реликвию шапсугов в облисполком, сдали его на хранение. Вечером, когда мы, усталые, но счастливые собрались у Шиханчерия Умаровича, он рассказал, нам какую работу они провели в эти дни, чтобы достойно представить народу знамя и пригласили представителей всех аулов и населенных пунктов Адыгеи.
На следующее утро мы вместе с Шиханчерием Умаровичем Хакурате привезли знамя в аул Афипсип. С нами были еще Ибрагим Цей и Махмуд Хаджеку.
В открытом поле за околицей аула народу собралось видимо-невидимо. Люди ждали нашего возвращения с нетерпением. Подвели лошадей, развернули знамя и поехали на поляну, где тысячи людей уже ждали нас. Не успели мы пройти и сотни шагов по земле шапсугов, как стоявший меж нами по праву старшинства Тухтух сделал на своей руке надрез и окропил знамя своей кровью. Такова была традиция. Когда мы дошли до поляны, кровь капала не только с локтя руки, но и с древка знамени.
Вскоре начался митинг. Мы поднялись на трибуну вместе с членами облисполкома. Митинг открыл Ш.У.Хакурате. он рассказал о том, как идет строительство новой жизни в Адыгее. В конце он сказал много слов о значении возвращения на родину шапсугского знамени Советской властью, чтобы мы жили в огромной стране дружной семьей».
Газета "Красное знамя" (ныне "Советская Кубань") от 28 июня 1926 года писала об этом событии так:
«Невзрачное на вид скучное полотнище имеет большое историческое значение. Нынешние шапсугские аулы – остаток стотысячного племени шапсугов, ушедшего под давлением самодержавия в Турцию во время покорения Кавказа в 1864 году. Уже третий день празднуют они торжественно в ауле Афипсип Адыгейской автономной области передачу им облисполкомом шапсугского знамени, которое было отбито во время осады Абинского укрепления".
Когда праздник закончился, знамя оставалось в доме у Мет Тухтуха несколько дней. Потом было принято решение передать в Адыгейский музей, который тогда возглавлял Ибрагим Наурзов. В 1936 году, когда столицу Адыгеи перевели в Майкоп, туда было отдано и Шапсугское знамя. В 1950-е годы работница музея Л.И.Лебеденко спасла реликвию от уничтожения - вынесла и спрятала у себя дома. Она хранила его более 10 лет, затем возвратила в областной музей. В настоящее время знамя хранится в запасниках Национального музея Республики Адыгея.
Наима Нефляшева
Свежие комментарии