На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Беленков
    Читал в детстве "Сказания о нартских богатырях". Читал и перечитывал. Урызмаг, Шатана, Сослан, Батрадз... До сих пор ...«Героический  эпо...
  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов

Черкеска: больше чем одежда

В мире традиционной одежды мало найдётся нарядов, столь же узнаваемых и наполненных смыслом, как адыгский (черкесский) костюм. Это не просто ткань и вышивка — это зашифрованная история целого народа, его социальный код и отражение гордого духа.

Мужской костюм: доспехи достойного человека

Основой мужского гардероба была знаменитая черкеска (цы) — длинный приталенный кафтан без воротника и с вырезом на груди.

Но черкеска — это лишь верхний слой ансамбля. Под неё надевался бешмет — одежда, похожая на короткий кафтан, которая служила и нижним бельём, и домашней одеждой.

Головной убор — папаха — был символом мужской чести. Сбить папаху с головы считалось тяжким оскорблением. В непогоду на папаху накидывали башлык, а в дорогу надевали бурку — войлочный плащ-палатку, защищавший и от дождя, и от ветра, и от вражеской сабли.

Но самая узнаваемая деталь черкески — это газырницы, нашитые на груди парные кармашки. Изначально в них хранились мерки пороха и готовые к бою заряды для ружья. Со временем они превратились в элегантный декоративный элемент, подчёркивающий воинское происхождение костюма.

Женский наряд: изящество и достоинство

Женский костюм струился мягкими линиями и подчёркивал благородство и скромность. Он состоял из:

  • Платья в пол, часто с длинными, закрывающими кисти рукавами, что считалось эталоном красоты и строгости.

  • Шаровар, выглядывавших из-под подола платья.

  • Красивого пояса на талии, который мог быть кожаным или тканым, нередко с металлической пряжкой.

  • Богатой вышивки, которая часто имела сакральный смысл и оберегала хозяйку.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались, завершая образ, в котором каждое движение было продиктовано вековым этикетом.

Цвет как социальный код

В адыгском обществе по одежде можно было безошибочно определить социальный статус человека. Самый яркий пример — цвет черкески. Белая черкеска была привилегией знати — князей и дворян. Она говорила о богатстве, власти и высоком происхождении. Чёрные и темные черкески носили простые крестьяне и воины. Таким образом, костюм был своеобразным «паспортом», который человек носил на себе.

День адыгского костюма: связь поколений в современном мире

Традиция не канула в Лету. 28 сентября 2014 года в Адыгее впервые отпраздновали День национального адыгского (черкесского) костюма. Инициатором выступило общественное движение «Адыгэ Хасэ». Идея была с воодушевлением подхвачена музеями, учёными, художниками и всеми, кто гордится наследием предков. Этот праздник — не просто повод надеть красивый наряд. Это акция живого культурного кода, напоминание о том, кто мы и откуда. В этот день по улицам городов и сёл проходят шествия в национальных костюмах, устраиваются фотовыставки и конкурсы, а старшее поколение с гордостью рассказывает молодёжи о значении каждого элемента их одежды.

Черкеска и сегодня остается тем, чем была всегда — не просто одеждой, а зримым воплощением чести, достоинства и нескончаемой истории адыгского народа.

Ссылка на первоисточник
наверх