С легкой руки некоторых современных исследователей, многие любители холодного оружия считают, что во времена Кавказской войны именно шашка являлась излюбленным и самым распространенным клинковым оружием горца. Однако это всего лишь еще один миф. Базируется он в основном на довольно часто встречающемся в мемуарах и официальных донесениях периода Кавказской войны словосочетании "бросились в шашки".
Так, например, в приказе Военного министра от 29 мая 1848 года при описании боя с черкесами у Ахмет-Горского укрепления, отмечается, что "Горцы, усиливаясь людьми, стекавшимися из за реки Лабы, и раздраженные геройским мужеством команд, беспрестанно кидались в шашки", а в другом приказе, от 31 мая 1848 года, при описании боя с чеченцами у крепости Грозная упоминается, что "Старший из Наибов, Талгик, окружив казаков, открыл сильный огонь и несколько раз бросался в шашки". О распространенности шашки у горцев говорят и сохранившиеся описания их вооружения. В этом случае чаще всего цитируется фраза Султана Хан-Гирея из его известного очерка, написанного в 1832 году: "кто имеет ружье, тот должен иметь и шашку"...С легкой руки некоторых современных исследователей, многие любители холодного оружия считают, что во времена Кавказской войны именно шашка являлась излюбленным и самым распространенным клинковым оружием горца. Однако это всего лишь еще один миф. Базируется он в основном на довольно часто встречающемся в мемуарах и официальных донесениях периода Кавказской войны словосочетании "бросились в шашки". Так, например, в приказе Военного министра от 29 мая 1848 года при описании боя с черкесами у Ахмет-Горского укрепления, отмечается, что "Горцы, усиливаясь людьми, стекавшимися из за реки Лабы, и раздраженные геройским мужеством команд, беспрестанно кидались в шашки", а в другом приказе, от 31 мая 1848 года, при описании боя с чеченцами у крепости Грозная упоминается, что "Старший из Наибов, Талгик, окружив казаков, открыл сильный огонь и несколько раз бросался в шашки". О распространенности шашки у горцев говорят и сохранившиеся описания их вооружения. В этом случае чаще всего цитируется фраза Султана Хан-Гирея из его известного очерка, написанного в 1832 году: "кто имеет ружье, тот должен иметь и шашку".
Однако, оружейный комплекс разных кавказских народов имел отличия и далеко не ограничивался шашкой. Так, неизвестный русский автор в документе, датированном 1815 - 1818 годами и опубликованном в 2001 году в Нальчике, описывая оружие кабардинцев, пишет: "Обычное оружие кабардинцев: ружье, пистолеты, кинжал и шашка... князья отличаются луком, колчаном со стрелами и саблей вместо шашки, коей клинок прямой и длинный, а рукоять как у древних мечей". А согласно "Краткого исторического обзора Горийского уезда", сделанного в 1865 году, "На вполне вооруженном грузине: грузинская изогнутая сабля, кинжал, пистолет за поясом, ружье, винтовка через плечо, патронташ и т. п. принадлежности", "осетины же вместо сабли имеют черкесские шашки... Кинжал, шашка, ружье и табак, который они постоянно жуют, неразлучные с ними друзья".
В Дагестане и Чечне шашка уже уступает кинжалу и в бою. Так, В. Потто в своей "Кавказской войне в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях", описывая сражения русских с чеченцами-кистинами в 1813 году, отмечает, что "по условиям местности (горы - ИО) они дерутся преимущественно пешком, и шашка встречается в их вооружении чрезвычайно редко; но за то их длинные лезгинские кинжалы, которыми они владеют в совершенстве, наносят страшные удары, и все, к чему прикасается лезвие их, раздваивается пополам". А в "Воспоминаниях о Закавказском походе 1853 и 1854 года" он же пишет, что "многие лезгинские племена вовсе не имеют шашек и заменяют их очень длинными и широкими кинжалами". А в "Воспоминаниях" А. Дондукова-Корсакова, относящихся к т.н. "сухарной экспедиции" в Чечне (Даргинский поход 1845 года, в ходе которого русские войска не выполнили поставленной задачи и понесли большие потери) пишется, что "неприятель наседал со всех сторон, перерезывая наши колонны, действуя кинжалами на наши цепи, бросаясь в шашки на орудия".
Впрочем, кинжал использовался не только в пешем бою, но и в схватках верхом. Упоминания о том, что конный горец выхватил именно кинжал, а не шашку, встречаются в мемуарах. Так, А. Дюма в своих "Записках о путешествии по Кавказу", описывая конный поединок казака с горцем, пишет: "Оба закинули ружья за плечо. Казак выхватил шашку, а горец – кинжал".
Да и у черкесов, если судить по описаниям некоторых авторов, не только шашка использовалась в бою, и далеко не всегда именно она была самым грозным оружием для боя. Так, английский эмиссар Э. Спенсер, живший в Черкессии приблизительно в то же время, когда Султан Хан-Гирей писал свое исследование, в своем "Путешествии в Черкессию" отмечает, что именно кинжал "является самым внушительным оружием в открытом бою; во время атаки они (черкесы - ИО) держат его в левой руке и от его ширины, длины, достигающей локтя, он служит щитом во всех отношениях. В добавление к этому, черкесы вооружены легким мушкетом, висящим через плечо, и саблей, висящей на шелковом шнуре в турецком стиле".
Практически все источники по Кавказской войне да и вообще Кавказу в этот период отмечают, что кинжал горец носил всегда. Так, Султан Хан-Гирей пишет, что "Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают и верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен". С ним вполне созвучен Я. Костенецкий, отмечавший в своих "Записках об Аварской экспедиции 1837 года", что в мирной обстановке "Оружия они (лезгины - ИО) не имели с собой никакого, кроме кинжалов, из которых иные в аршин длины и как ладонь широкие, но весьма просто оправлены. В своих неприступных скалах, они менее подвержены нечаянным нападениям, нежели черкесы или чеченцы, и потому у них нет обыкновения, подобно им, носить всегда на себе все свое оружие".
Кинжал был первым оружием, которое вручалось мальчику на Кавказе. Уже упоминавшийся А. Дюма описывает увиденный им эпизод: "На коленях бабушки сидел мальчик пяти-шести лет, который, на всякий случай и по инстинкту, держался за рукоятку своего кинжала. К моему удивлению это настоящий кинжал, обоюдоострый, который мать-француженка никогда не оставила бы в руках своего ребенка, а у матерей-татарок он считается первой детской игрушкой". Он же описывает мальчика "семи-восьми лет, за поясом которого висел кинжал, длиннее его самого, и который бросал на нас дикие взгляды из-под косматой черной папахи". Впрочем, эти мальчики не только держались за кинжал. В одном из селений, ожидавшем нападения лезгин, А. Дюма увидел, что "Дети, которым у нас не позволяют брать нож в руки, из опасения, как бы они себя не ранили, держали обнаженные кинжалы и, казалось, были готовы нанести удар".
Кинжал был не только повседневным и боевым оружием горца, но и при необходимости хирургическим инструментом: по словам того же Э. Спенсера, в горской медицине "кинжал является заменителем ланцета". Использовались они и вместо обычных хозяйственно-бытовых ножей.
Таким образом, если исходить из анализа источников, то наиболее распространенным и излюбленным оружием горца на Кавказе следует считать именно кинжал, а не шашку.
О кавказском кинжале по источникам 1-й половины XIX века можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Свежие комментарии