Представляет интерес строительная техника западных адыгов - жителей лесной зоны. Является признанным в научных исследованиях использование для строительства жилища у адыгов турлука как материала для стен, как и указание на то, что турлуку предшествовала техника плетения стен из прутьев, принесенных из леса.
Однако, имея в виду, что а) европейские источники XVIII-XIX вв. содержащие сведения о жилище равнинных адыгов, отмечают использование глины в строительстве, и б) дальнейшая эволюция строительной техники из турлука указывает на то, что по всей равнине Северного Кавказа турлучная техника сменялась использованием саманного кирпича, а по всему Черноморскому побережью использованием досок, положенных горизонтально, то можно предположить, что у турлука как у материала было два значения, очевидно находившихся в оппозиции: глина/земля, и дерево/лес. Строительство конструкций в срубной технике отмечено у черноморских адыгов, но даже в этом источнике содержится информация о случайности такихПредставляет интерес строительная техника западных адыгов - жителей лесной зоны. Является признанным в научных исследованиях использование для строительства жилища у адыгов турлука как материала для стен, как и указание на то, что турлуку предшествовала техника плетения стен из прутьев, принесенных из леса. Однако, имея в виду, что а) европейские источники XVIII-XIX вв. содержащие сведения о жилище равнинных адыгов, отмечают использование глины в строительстве, и б) дальнейшая эволюция строительной техники из турлука указывает на то, что по всей равнине Северного Кавказа турлучная техника сменялась использованием саманного кирпича, а по всему Черноморскому побережью использованием досок, положенных горизонтально, то можно предположить, что у турлука как у материала было два значения, очевидно находившихся в оппозиции: глина/земля, и дерево/лес. Строительство конструкций в срубной технике отмечено у черноморских адыгов, но даже в этом источнике содержится информация о случайности таких построек (дома для прислуги и содержания пенников). Интересно, что внешними наблюдателями практичность турлучной техники у адыгов трактуется как возможность быстрого и легкого строительства жилища и некое пренебрежение обустройством дома: «исправление горских жилищ не стоит дорого и не занимает много времени: нарубил под боком в лесу хвороста, заплел незатейливую саклю, обмазал ее тут же находящейся под ногами глиной - и жилище готово».
Между тем, очевидно, важно не только то, что в культуре этноса делается, но и то, что в ней не делается, в данном случае, не используются бревна крупных деревьев. Признак отсутствия признака трудно доказуем, особенно когда культура описывается по источникам прошедшего времени, когда отсутствие признака доказывается по косвенным упоминаниям. Рискнем предложить такое косвенно свидетельство, принося извинения за длинную цитату, принадлежащую Н.И. Карлгофу. «Главное богатство края составляет строевой лес, но горцы некогда не занимались лесной промышленностью в размере, соответствующем обилию материала. Ближайшие к нашим поселениям жители привозят к нам на продажу дровяной лес и в небольшом количестве строительный, но последний, добываемы не в горной полосе, а в тех лесных участках, из которых вывоз не требует большого труда, принадлежит не к лучшим породам, мелок и крив. По непривычке к труду горцы не пользуются хорошим строевым лесом даже и для собственных надобностей, предпочитая прочным деревянным постройкам, требующим затруднительного вывоза леса из гор, легкую постройку плетенных из хвороста обмазанных глиной саклей, состоящих из двух небольших комнат, мужской и женской половин».
Свежие комментарии