Адыгское население Северо-Западного Кавказа было известно в западных (византийских и италийских) источниках как зихи, а страна, занимаемая ими как Зихия. В восточных (арабо-персидских, хазарских и русских) источниках как кашаки (касоги). Очень закономерная ситуация, поскольку, например, русские летописцы изначально пребывали под влиянием хазарской этнонимической номенклатуры терминов.
Точно также, в русских источниках неизвестны аланы, но известны только ясы, поскольку этот этноним являлся восточным аналогом западного термина алан.Адыгское население Северо-Западного Кавказа было известно в западных (византийских и италийских) источниках как зихи, а страна, занимаемая ими как Зихия. В восточных (арабо-персидских, хазарских и русских) источниках как кашаки (касоги). Очень закономерная ситуация, поскольку, например, русские летописцы изначально пребывали под влиянием хазарской этнонимической номенклатуры терминов. Точно также, в русских источниках неизвестны аланы, но известны только ясы, поскольку этот этноним являлся восточным аналогом западного термина алан. Отдельные интеллектуалы, такие, например, как Константин Порфирогенет, знавшие не только западную традицию, но и пользовавшиеся восточными источниками, внедряли оба термина. Отсюда парадоксальная карта Северо-Западного Кавказа, на территории которого Константин помещает не только Зихию, но и Касахию.Это ровно такая же источниковая ситуация, когда в XIV - XV вв. в западных источниках доминировал по-прежнему термин зихи (Зихия), а в восточных (включая русские источники) исключительно термин черкесы (Черкесия). Но отличие состояло в том, что в XIV - XV вв. контакты представителей торговой и интеллектуальной среды Запада с Востоком резко интенсифицировались. Например, италийские купцы и чиновники в черноморских колониях повседневно контактировали с властями и населением Золотой Орды, Кавказа, турецких государств Анатолии. По этой причине, итальянцы, наряду с термином зихи, стали использовать термин черкесы. Они использовались как синонимичные понятия. В одном и том же источнике, одно и то же лицо может быть названо и зихом, и черкесом. В генуэзской переписке совершенно взаимозаменяемо используются оба термина.Помимо сведений письменных источников, которые убеждают нас в том, что касогами именовали именно адыгов, и что этот термин являлся синонимом более старого и более распространенного термина зихи, существует еще и весьма значимый для понимания вопроса кавказский материал.Так, в осетинском языке обозначением адыгов служит, наряду с привычным черкес, слово касаг (вар.: касгон), в котором нельзя не признать термин, тождественный письменным средневековым формам - касог, кашак, касах и пр. (Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973. С. 20).В сванском языке обозначением адыгов служит слово кашаг. Как отмечает Н. Г. Волкова, «под этим же именем (Кашаг) у тех же сванов известна территория Северокавказской равнины». (Там же).Письменные источники в интерпретации А. В. ПьянковаСинонимичность этнонимов зихи и касоги.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии