На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Крымская оккупация Кабарды

Крымское войско было размещено во всех аулах Кабарды: по 4 воина в каждой сакле. В качестве гаранта покорности адыгов крымский хан взял в аманаты (заложники) детей от каждого княжеского рода. Для укрепления своей власти в Кабарде он начал исламизацию ее населения. Местные христианские священники, более известные как шогены, были истреблены, а их посохи – сожжены на глазах у всего народа.

В каждом ауле была возведена мечеть и поселен мулла, проповедовавший местным жителям исламские догмы. Параллельно крымский хан стал собирать «живую» дань: с каждого аула по одному пленнику для продажи в рабство в Османскую Турцию. Собрав 120 рабов, хан двинулся обратно в Крым. Дойдя до Пятигорья, он остановился для обложения данью местного населения. Простой кабардинец по имени Машуко подговорил всех простолюдинов не выплачивать дани, за что крымские татары стали их жестоко притеснять. В ответ на это Машуко вместе с несколькими односельчанами скрылся среди окрестных горных вершин. Крымцы никак не могли заставить покориться этих бунтарей, тогда хан приказал взять в заложники по одной девушке с каждого пятигорского аула. Среди заложниц оказалась родная сестра Машуко. Спустя некоторое время его соратники прекратили борьбу и вернулись к своим хозяевам-феодалам, но сам Машуко не последовал их примеру: долг кровной мести за сестру не позволял ему этого сделать, мотивируя к продолжению борьбы. Каждую ночь он совершал одиночные вылазки, поджигая сакли, воруя пищу и одежду, убивая вражеских воинов, нанося всевозможный ущерб неприятелю и всем тем, кто с ним сотрудничал. Вскоре враги подстерегли его в засаде у горной тропинки, по которой он постоянно выходил на «охоту», и убили. Кабардинский народ в честь своего героя-бунтаря назвал гору, бывшую для него убежищем, его именем – «Машук». Данная вершина до сих пор сохранила это название и является одним из символов Пятигорья...

Крымская оккупация Кабарды

Крымское войско было размещено во всех аулах Кабарды: по 4 воина в каждой сакле. В качестве гаранта покорности адыгов крымский хан взял в аманаты (заложники) детей от каждого княжеского рода. Для укрепления своей власти в Кабарде он начал исламизацию ее населения. Местные христианские священники, более известные как шогены, были истреблены, а их посохи – сожжены на глазах у всего народа. В каждом ауле была возведена мечеть и поселен мулла, проповедовавший местным жителям исламские догмы. Параллельно крымский хан стал собирать «живую» дань: с каждого аула по одному пленнику для продажи в рабство в Османскую Турцию. Собрав 120 рабов, хан двинулся обратно в Крым. Дойдя до Пятигорья, он остановился для обложения данью местного населения. Простой кабардинец по имени Машуко подговорил всех простолюдинов не выплачивать дани, за что крымские татары стали их жестоко притеснять. В ответ на это Машуко вместе с несколькими односельчанами скрылся среди окрестных горных вершин. Крымцы никак не могли заставить покориться этих бунтарей, тогда хан приказал взять в заложники по одной девушке с каждого пятигорского аула. Среди заложниц оказалась родная сестра Машуко. Спустя некоторое время его соратники прекратили борьбу и вернулись к своим хозяевам-феодалам, но сам Машуко не последовал их примеру: долг кровной мести за сестру не позволял ему этого сделать, мотивируя к продолжению борьбы. Каждую ночь он совершал одиночные вылазки, поджигая сакли, воруя пищу и одежду, убивая вражеских воинов, нанося всевозможный ущерб неприятелю и всем тем, кто с ним сотрудничал. Вскоре враги подстерегли его в засаде у горной тропинки, по которой он постоянно выходил на «охоту», и убили. Кабардинский народ в честь своего героя-бунтаря назвал гору, бывшую для него убежищем, его именем – «Машук». Данная вершина до сих пор сохранила это название и является одним из символов Пятигорья.

Крымское стояние в Кабарде длилось 7 лет, результатом этого стало обращение части населения в мусульманскую веру. Однако вскоре случилось происшествие положившее конец крымскому игу. Во время переговоров о размере «живой» дани между старшим князем Кургоко Атажукиным и крымским пашой произошел конфликт: последний высыпал на голову князя пепел из чубука (курительной трубки). Кургоко, ничем не ответив на оскорбление, спокойно удалился и тайно приказал всем кабардинцам убить ночью татарских воинов, находящихся на постое в их саклях. В итоге, адыги за одну ночь полностью истребили вражеское войско, а сам Кургоко во главе личного отряда напал на стан крымского паши и перебил всех оккупантов. В 1708 г. крымцы попытались взять реванш и снова завоевать Кабарду, но их многочисленная армия была полностью разгромлена в знаменитой Канжальской битве.

Другие статьи:

Откровения мужчин об отношениях с женщинами.

Чтобы не рабочая неделя не развела семейные пары

Какие женские особенности привлекают мужчин?

Древний Египет и секс: как развлекались жители великого.

Власти США призвали жителей трех штатов воздержаться от поездок

Умер композитор Кшиштоф Пендерецкий

Путин поручил начать выплаты помощи имеющим право на маткапитал семьям

Китайские власти заявили об остановке эпидемии коронавируса в стране

Глава Адыгеи поручил принять все меры по реализации решений президента РФ из обращения

Степень исторической достоверности этих событий, описанных Шорой Ногмовым в основном на базе кабардинского фольклора, требует особого внимания в рамках отдельного исследования. Но их сюжеты четко показывают один важный факт: Пятигорье на протяжении столетий играло роль пограничного форпоста кабардинцев против северных врагов; другими словами, оно являлось «северными воротами» Кабарды. Поэтому данная местность неоднократно становилась театром жестоких кровопролитных сражений с иноземными захватчиками, вторгавшимися в Кабарду с севера, и фигурировала во многих ярких событиях многовековой борьбы кабардинского народа за свою независимость. Пятигорье, согласно Ш. Ногмову, являлось важным участком первого стратегического оборонительного рубежа Кабарды, пролегавшего вдоль р. Подкумок. В случае поражения, кабардинцы отступали на второй оборонительный рубеж вдоль р. Баксан. Третий, последний, оборонительный рубеж пролегал по р. Чегем.

С приходом России на Северный Кавказ в эпоху знаменитой Кавказской войны пограничный статус Пятигорья трансформировался в новую форму: оно превратилось в межцивилизационный фронтир, где происходил контакт и диффузия русской и кавказской (адыгской) культур, представлявших собой разные цивилизационные пространства. Уникальная личность Шоры Ногмова была продуктом этого фронтира. Он родился в кабардинском ауле на р. Джицу рядом с Пятигорском. После окончания обучения в Эндерийском медресе, Шора, получивший сан муллы, оставил религиозную деятельность и подался переводчиком в кавказскую военную администрацию. Великолепное знание адыгского, арабского, турецкого, абазинского, персидского и русского языков, обеспечили востребованность его услуг. Во время службы Ш. Ногмов часто общался с жителями шотландской колонии Карасс, с русскими офицерами, с приезжавшими в край представителями русской культуры и заезжими иностранцами. Это общение познакомило его с ценностями христианской цивилизации и способствовало расширению его духовных и научно-просветительских взглядов. Позднее Шора поступил на службу в лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон при императоре Николае I в Санкт-Петербурге, что дало новые возможности для расширения его научного и культурно-просветительского кругозора. Будучи на службе, Ш. Ногмов принял участие в подавлении польского восстания (1830-1831), где проявил себя отличным воином и был награжден за храбрость. Жизненный путь Ш. Ногмова – это доказательство восприятия кавказскими горцами европейских ценностей, которые несла с собой русская культура: Шора мог стать отличным священником или известным воином, что в его время являлось мечтой многих горцев, но он выбрал другой путь – путь просвещения, посвятив свою жизнь изучению истории и языка родного адыгского народа. Последнее стало для него главной ценностью, которую он возвел на пьедестал, возвысив над остальными жизненными ориентирами популярными в его время.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх