На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ШАПСУГИ. АБАЗИНЫ

В первой половине XIX в. огромную территорию Северо-Западного Кавказа занимали многочисленные группы родственных по происхождению адыгских племен, известных в европейской и восточной литературе под именем черкесы. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках, составляющих особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгской) группы иберийско-кавказских языков и сохранивших в своей материальной и духовной культуре много общих элементов.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ШАПСУГИ. АБАЗИНЫВ первой половине XIX в. огромную территорию Северо-Западного Кавказа занимали многочисленные группы родственных по происхождению адыгских племен, известных в европейской и восточной литературе под именем черкесы. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках, составляющих особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгской) группы иберийско-кавказских языков и сохранивших в своей материальной и духовной культуре много общих элементов.

Западная часть Кавказа, в пределах современного Краснодарского края была заселена преимущественно адыгейскими племенами, наиболее известными и крупными из которых в середине XIX в. были: шапсуги (до 150 тыс.), абад-зехи (до 100 тыс.), натухайцы (60 тыс.), темиргоевцы (20 тыс.), бжедухи (30 тыс.), бесленеевцы (до 10 тыс.) и ряд других более мелких племен (егерухаевцы, махошевцы, хамы-шеевцы и др.).

В юго-восточной части современного Краснодарского края по обоим склонам Кавказского хребта, на границе распространения адыгейских племен и вперемежку с ними проживали многочисленные мелкие группы абазинских племен. На северном склоне наиболее известны были абазинские племенные сообщества башилбаевцев, тамовцев, кизилбеков-цев, шахгиреевцев, баговцев, баракаевцев, лоовцев и дуда-руковцев. На юго-востоке Черноморского побережья Кавказа, начиная от Хосты, проживали приморские абазинские общества садзов-джигетов, а в верховьях долины Мзымты и Псоу горные абазинские общества медозюев.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ШАПСУГИ. АБАЗИНЫПо установившейся со времен развитого и позднего средневековья традиции все эти многочисленные абазинские группы также именовались черкесами. Особое положение на стыке адыгейских и абазинских племен в срединной части Западного Кавказа занимали убыхи - «истинные горцы» - народ немногочисленный (до 50 тыс.), но оставивший яркий след в истории многолетней Кавказской войны благодаря своей необыкновенной воинственности и до сих пор остающийся загадочным в этнографическом и лингвистическом отношении. Убыхи, как и другие горские племена Северо-Западного Кавказа, также назывались черкесами.

Имя черкес, сменив предшествующие ему этнические названия зихи и касоги, появилось в источниках XIII-XIV вв. Этноним черкес возник в среде тюркоязычного населения, занявшего после нашествия татаро-монголов и полного разгрома алан всю огромную территорию Предкавказья.

Жившее на территории Большого Сочи многочисленное аборигенное население (саниги, зихи) в период раннего средневековья (VI-X вв.) подверглось сильной абхазизации с формированием здесь своеобразного протоабазинского языка, господствовавшего вероятно лишь в прибрежной полосе. В горных долинах района местное население, по всей видимости, продолжало пользоваться древним языком сани-гов (к югу от Шахе) и зихов (к северу от Шахе). Сейчас уже вполне определенно можно говорить о прямых унаследованных связях между языком санигов раннего средневековья, языком садша развитого средневековья (Евлия Челеби, 1641 г.) и убыхским языком XIX в.

В XI-XII вв. распространение абазинского языка на Черноморском побережье Кавказа достигло района Новороссийска, но было остановлено встречной волной черкесского языка, что было связано с усилением в этот период черкесских племен. Это усиление особенно стало заметным после спада татаро-монгольского нашествия и разгрома господствовавших в раннем средневековье на большей части Северного Кавказа алан (асов). В результате черкесской экспансии к началу XVII в. абазинский язык отступает уже к району Туапсе, а к концу XVIII в. эта граница отходит к югу от Сочи. Так, последний крупный абазинский аул Мутыхуасуа, располагавшийся в долине Сочи, в 10-12 км от ее устья (на месте современного села Пластунка), был захвачен убыхами в первом десятилетии XIX в., а в тридцатые годы XIX в. жители устьевой части долины р. Сочи говорили одновременно на убыхском, абазинском и черкесском языках.

В первой половине XIX в. в прибрежной полосе междуречья Шахе-Дагомыс сформировались смешанные двуязычные убыхо-черкесские общества (Субаши, Хизе, Вар-дане). В той же прибрежной полосе, но уже к югу от Дагомыса оставалось проживать смешанное убыхо-абазинское население, употреблявшее и черкесский язык. Собственно убыхский язык продолжал господствовать только в труднодоступных горных котловинах средних течений и верховий рек от Шахе до Хосты. К юго-востоку от долины реки Хосты были распространены абазинские диалекты садзов-джигетов и медозюев. Л.И. Лавров подчеркивает, что изменение лингвистических границ на Черноморском побережье Кавказа в эпоху средневековья не сопровождалось сколько-нибудь значительными перемещениями соответствующих групп населения.

Некоторые абазинские племена в течение XIV-XVI вв. переселялись с Черноморского побережья Кавказа на Северный Кавказ, в верховья Кубани и ее притоков. Оставшееся же абазиноязычное население оставалось проживать на побережье, приняв участие в формировании местных черкесских племен с постепенным переходом на черкесский язык.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх