На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Мусульмане в Русской армии приводились к присяге не на Библии, а на Коране и имелий особый статус

Командование не принимало мер к обращению «инородцев» в православие и шло им навстречу в вопросах веры. Мусульмане приводились к присяге не на Библии, а на Коране. Не препятствовали и в исправлении их богослужебных и молитвенных обрядов. Так, например начальник Чеченской дивизии по просьбе имама соборной мечети г.

Ставрополя отпустил всех офицеров и всадников-«инородцев» присутствовать на торжественном богослужении в честь праздника Курбан-байрам (23 августа 1919 г.)23. При этом из хозяйственных сумм выделили по 5 руб. на каждого для улучшенного питания в праздник. В штат мусульманских полков обязательно входил мулла, с которого и начиналось перечисление чинов данного полка . Все распоряжения, касающиеся обрядов и богослужения, оформлялись приказами по строевой части. В отличие от православных священников, мусульманские муллы в армии, так же как и их подчиненные, имели воинский чин. В силу того, что среди горских народов был очень важен статус человека в обществе, его социальная ниша, высшее командование награждало мусульманское духовенство чинами, высоко ценившимися в горском обществе. Так, приказом по Владикавказскому отряду от 4 апреля 1920 г. за № 01464 муллу Осетинской конной дивизии Дженардина Темир-болаевича Цахилова произвели в прапорщики, а следующим приказом его же произвели в подпоручики...

Мусульмане в Русской армии приводились к присяге не на Библии, а на Коране и имелий особый статус

Командование не принимало мер к обращению «инородцев» в православие и шло им навстречу в вопросах веры. Мусульмане приводились к присяге не на Библии, а на Коране. Не препятствовали и в исправлении их богослужебных и молитвенных обрядов. Так, например начальник Чеченской дивизии по просьбе имама соборной мечети г. Ставрополя отпустил всех офицеров и всадников-«инородцев» присутствовать на торжественном богослужении в честь праздника Курбан-байрам (23 августа 1919 г.)23. При этом из хозяйственных сумм выделили по 5 руб. на каждого для улучшенного питания в праздник. В штат мусульманских полков обязательно входил мулла, с которого и начиналось перечисление чинов данного полка . Все распоряжения, касающиеся обрядов и богослужения, оформлялись приказами по строевой части. В отличие от православных священников, мусульманские муллы в армии, так же как и их подчиненные, имели воинский чин. В силу того, что среди горских народов был очень важен статус человека в обществе, его социальная ниша, высшее командование награждало мусульманское духовенство чинами, высоко ценившимися в горском обществе. Так, приказом по Владикавказскому отряду от 4 апреля 1920 г. за № 01464 муллу Осетинской конной дивизии Дженардина Темир-болаевича Цахилова произвели в прапорщики, а следующим приказом его же произвели в подпоручики.

Добровольцы-православные с пониманием относились к традициям своих соратников-мусульман. Однажды «добровольцы запаслись всякими мясными продуктами еще на покинутых большевиками хуторах, но все эти запасы пропали даром. Оказалось, что черкесы, как правоверные магометане, не могли готовить в своей посуде живности зарезанной, не по их законам и не их резниками. Великолепный жирный гусь, потерявший свою голову при нечаянной встрече с казачьей шашкой, был, с магометанской точки зрения, - поганью. С великой грустью кидали добровольцы и, безусловно, поганых молочных поросят. Сохрани Бог было обидеть бедняков черкесов и осквернить их посуду и самый очаг нечистым. Корнилов никогда не простил бы этого. Пожевали кукурузных лепешек, подтянули пояса - и опять пошли вперед.. .». В свою очередь, когда добровольцы-православные разговлялись на Пасху, черкесы несли весь этот день дозорную службу. Традиционным был и обмен поздравлениями на Пасху между всадниками-мусульманами и православным командованием и наоборот.

Долгое сотрудничество мусульман и православных в императорской армии породило обычаи, которые не ущемляли не одну из сторон. Так, одной из обязанностей адъютанта Кабардинского конного полка при общих обедах и ужинах в офицерском собрании было подсчитывать, сколько присутствует мусульман и сколько христиан. Если большинство за столом составляли мусульмане - все оставались в папахах, если христиане - папахи снимались (по кабардинскому обычаю офицеры полка дома всегда ходили в папахах и снимали их, лишь ложась спать). В таком отношении друг к другу чувствуется понимание и уважение к традициям разных национальностей и культур. Никаких разногласий в рядах белых армий на юге России разность религий и многонациональность военных контингентов конфликтов не вызывала.

Итак, черкесский народ во время новой «русской смуты» единственный оказался не поделенный на белых и красных, а выступил единым фронтом против большевиков. Черкесы приняли посильное участие в Белом движении несмотря на то, что они как люди, исповедующие ислам, не были военнообязанными и поэтому за исключением добровольцев никогда не призывались в императорскую армию, они не были подготовлены для службы в регулярной армии и ведения боевых действий. Из горских народов Северного Кавказа черкесы первыми вступили в ряды Добровольческой армии в самый тяжелый, начальный, период ее существования. Став одним из источников комплектования антибольшевистских вооруженных сил на юге России, они прошли с ними весь боевой путь.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх