[i]Инквизиция традиционно ассоциируется с «миллионами» сожженных ведьм или просто вольнодумцев. Но в этом вопросе часто бросаются из крайности в крайность...
Инквизиция традиционно ассоциируется с «миллионами» сожженных ведьм или просто вольнодумцев. Но в этом вопросе часто бросаются из крайности в крайность.
Одни фантазируют на тему очумевших от крови церковников, а другие (например, диакон Андрей Кураев) так и вовсе настолько ушли в «болтологию», что в их изложении инквизиция стала необычайно прогрессивным органом, который защищал обвиняемых от народного террора.
Однако ведьмы – это на самом деле второстепенно. Вольнодумцы были намного опаснее. И если за светских вольнодумцев церковь взялась относительно поздно, то за еретиков (тех же вольнодумцев, только религиозного толка) – намного раньше. Собственно, именно для борьбы с ними и был создан этот орган.
Жанна Д’Арк
Известна как настоящая героиня с мистическим уклоном, ставшая олицетворением французского народного сопротивления англичанам, пострадавшая от беспощадной инквизиции.
Однако картину портит то, что в истории о Жанне Д’Арк вымысла столько, что за ним невозможно определить, что же есть факт. В одном можно не сомневаться: национальной героиней без причины простая девушка из какой-то средневековой французской дыры вряд ли смогла бы стать.
Что же до «лап инквизиции», то они играли здесь второстепенную роль. Заказчиком казни Жанны были английские власти, которые, сами того не желая, фактически обессмертили Орлеанскую Деву, с помощью костра выбив ее образ в камне.
Инквизиция же просто сделала то, о чем ее попросили. Причем сделала неоднократно, выполняя светский заказ.
Надо отдать инквизиторам должное, заказ выполнили на славу. Обвинялась Жанна по 70 (!) пунктам, начиная от самого страшного (ереси) и вплоть до кладоискательства, ворожбы, вызывания духов и прочего.
Надо сказать, что инквизиция работала и допрашивала так, что обвиняемый обычно не очень понимал, в чем конкретно его обвиняют.
Задача была в том, чтобы так запутать обвиняемого, чтобы тот сам свидетельствовал против себя. Адвокат, разумеется, не предусматривался. Интересно, что пытки по отношению к Жанне решили не применять, чтобы она себя не оговорила.
После такого занятного расследования 58 пунктов из 70 были отброшены, и из оставшихся самыми серьезными были видения, непослушание церкви, ересь и ношение мужской одежды (вот оно зло!).
Жанна в итоге признала себя виновной, и ее приговорили не к костру, а к пожизненному заключению. Но потом по неясным причинам она снова надела непонятно откуда взявшуюся мужскую одежду, после чего ее объявили упорствующей еретичкой и сожгли.
Предполагается, что у нее просто отобрали женскую одежду, подбросив мужскую, поскольку живая легенда, томящаяся в заключении англичанам нужна не была. Заслуживает внимания и то, что сожгли ее с удивительной поспешностью.
Через четверть века, по настоянию возведенного Жанной на трон французского короля, папа Каликст III вновь поручил провести расследование по делу Жанны, по итогам которого все обвинения с Жанны были сняты.
В начале ХХ века ее и вовсе канонизировали, сделав заодно почему-то покровительницей радио и телеграфа. Сейчас ее изображения есть почти в каждой католической церкви Франции.
Как бы там ни было но стоит признать, что деятельность инквизиции в обоих случаях (и в обвинении и в оправдании) определялась политикой светских властей и жертвой именно инквизиции Орлеанскую Деву считать все же нельзя.
Данте Алигьери
Бедой этого мыслителя и поэта было хотя бы уже то, что он любил родную Флоренцию, независимо мыслил, был явным гуманистом и изобрел идею чистилища еще до того, как ее узаконила католическая церковь.
Характер у поэта был бойцовский, и помимо знаменитой «Божественной комедии», которая сама по себе тянула на ересь, он написал еще и другой труд («Монархия»), в котором излагал мечты о всемирном светском государстве, править которым будет отнюдь не Папа, которому отводилась всего лишь роль духовного наставника, что Понтифика, конечно же, не устраивало.
К тому же Данте активно участвовал во флорентийской политической жизни, отстаивая идею подчинения духовной власти светской.
В общем приговорили поэта к сожжению. К счастью, заочно. Поэт и мыслитель благоразумно дал тягу, и последние годы провел в Равенне, где и похоронен.
Однако инквизиция все не могла смириться с тем, что Данте, живший на стыке XIII и XIV веков, усомнился в том, что может быть власть выше папской, и в XVI веке внесла его «Монархию» в «Индекс запрещенных книг» просуществовавший до 1960-х годов.
Однако злопамятны!
Николай Коперник
Сей славный муж имел церковное звание, хотя интереса к религии не испытывал. С церковью он бороться и не помышлял, просто думал хорошо.
Додумался до новой системы устройства Вселенной, мало того, что сдвинув Землю и остановив Солнце, так еще и заявив, что никакое небесное тело не занимает во Вселенной особого положения.
Дядька и в самом деле был умен необычайно. Так еще в процессе написания своей книги, он понял, что ориентированный на Библию Ватикан такого не одобрит.
Поэтому с изданием своей книги не торопился, закончив ее поздно, после чего последовала волокита с изданием. В общем, не факт, что он вообще успел увидеть ее изданной. Можно сказать, что не особо он к этому и стремился, ибо явно смотрел в вечность.
церковь, правда, не сразу поняла, что это бомба. Спасибо надо было сказать одному богослову, который в предисловии к книге написал, что данные расчеты нужны, чтобы проще и удобнее рассчитывать движение планет.
Священство не смогло осилить суть теории, поэтому, хотя книга была издана в 1543 году, в число запрещенных она была внесена только в 1616 году, в котором «провисела» до 1828 года.
Джордано Бруно
Один биограф как-то точно отметил, что его судьба была определена тем, что Бруно родился на склонах Везувия. Характер у мыслителя и в самом деле был бурный.
В объятия инквизиции он попал не за то, что отстаивал идеи Коперника, а за такие идеи, по сравнению с которыми вращения небесных сфер уже кажутся ерундой.
Идею Коперника развил до идеи множественности миров, активно смешивал ее с герметизмом, магией, отвергал массу постулатов церкви, нещадно критиковал саму церковь и многое другое.
Семь лет он изводил инквизиторов, которые так и не смогли заставить его отречься от своих взглядов. В итоге мятежного мыслителя сожгли. Теперь на месте его сожжения установлен памятник Джордано.
Через три года все его произведения были внесены в Индекс запрещенных книг, где и находились до конца существования этого индекса.
Когда в 2000 году был поднят вопрос о реабилитации Джордано, церковь выразила сожаления по поводу его сожжения, но пересматривать дело отказалась, назвав действия инквизиции верными.
Галилео Галилей
Великий ученый, бывший противоположностью Джордано. Его жизнь была овеяна таким количеством мифов и домыслов, что правду раскопали лишь недавно.
Он отличался сговорчивым нравом и гнев инквизиции навлек только тогда, когда издал книгу, в которой сравнивалась система Коперника и поддерживаемая церковью птолемеевская система. Там узрели насмешки над святым престолом и ученого отдали под суд инквизиции.
Галилей моментально отрекся от всего. Стращать не пришлось – хватило и «увещеваний». Ученый вообще был в достаточно тесных отношениях с папой и имел неплохой доход от церкви. Возможно, поэтому он и не стал отстаивать свои взгляды.
Его личность в последнее время вообще выглядит полной противоположностью личности Джордано Бруно.
Так было обнаружено еще и то, что свой телескоп он попросту «сплагиатил» у ученого из Голландии, чем заработал себе хорошую должность в университете и колоссальную зарплату. Так что образ жертвы инквизиции в случае с Галилеем, скорее, легенда, чем правда.
Ян Гус
Этакий прото-лютер. Наступил на самое больное место церкви – на ее бизнес. Обличал праздность, стяжательство духовенство, торговлю индульгенциями и ее жажду власти. И это поддерживалось чешскими дворянами, которые были рады оторвать от церкви кусок в свою пользу.
Далее он поставил авторитет Библии выше авторитета Папы, порвал с Ватиканом и был отлучен. Отлучение грозило и всем городам, которые приютят у себя Гуса, но чешская знать дала ему убежище. Тогда он и написал труд, в котором призывал к реформированию католической церкви.
Как и Джордано Бруно, Ян Гус был схвачен обманом. Попытка убедить его отречься от своих взглядов провалилась и Яна Гуса сожгли, постаравшись, чтобы после него не осталось ничего, что могли бы сохранить его почитатели. Однако те все равно объявили его святым. Гуситская церковь существует по сей день.
Мартин Лютер
Этакая реинкарнация Яна Гуса, только победившая. Изначально был ревностным католическим монахом. Стал доктором богословия и профессором библеистики.
Большая ученость привела его к мысли, что вера значимей обрядов, а авторитет Библии – выше авторитета Папы. Раскритиковал он и саму католическую организацию, порочность которой к тому времени была слишком явной.
Своими идеями породил не чешский (как в случае с Гусом) а общеевропейский протестантизм. Отстаивал идею, что библию каждый может понимать без всяких посредников. Учение распространилось, и, хотя во всей Европе не победило, прижилось в ее северных регионах.
Любопытно, что, когда Библия пошла в народ и он стал «понимать ее без посредников», результат оказался таким, что протестанты все же пришли к выводу, что это надо как-то контролировать и фактически создали новое протестантское священство. Не устояли они и перед соблазном террора, в котором преуспели не меньше католиков.
Это были самые известные жертвы инквизиции. Однако это лишь верхушка айсберга, имя которому – религиозный фанатизм.
Источник
Свежие комментарии