
Здесь в кавказских горах вы может изучать первообраз белого поколения в самом его самородке. Не быв никогда завоеванными, горцы сохранили свои первобытные нравы и тысячелетия проходили, оставляя общество горское в одном и том же неизменном положении.
Христианство, занесенное из Византии и Грузии, не имело никакого влияния на улучшение нравов и даже в настоящее время язычники в кавказских горах имеют нравы ничуть не хуже, чем у черкесских христиан. Христианство явилось в горах только как новый обряд; оно действовало Богослужением на чувства и на воображение горцев, не переработывая проповедями, не касаясь их нравственных понятий. В пятом столетии (Явная описка: известно что арабы появились на Кавказе в VIII веке) нашей эры аравитяне, проникнув на Кавказ, покорили арабскому калифу часть плоскости и гор, прилежащих Kacпийскому морю и распространили здесь исламизм. Арабы учредили три наместничества: 1) шамхальство тарковское, 2) ханство казикумухское и 3) ханство аварское. Наместники аравийского калифата вскоре сделались самостоятельными государями в Дагестане, под их покровительством исламизм постепенно проник в горы, разлился на плоскости между татарскими племенами и в 17-м столетии проник даже в Кабарду. Но горцы, приняв магометанство, остались теми же что и прежде, магометанство также как и христсанство не имело никакого влияния на нравы горцев и так продолжалось до конца 16-го столетия.
В начале этого столетия появляется из Пepcии новое учение, новое толкование корана, под названием тариката, которому суждено было взволновать весь восток и иметь положительное влияние на кавказских горцев. Учение это, появившись в Персии, потрясло ее до основания, через него в 1828 году (Здесь в рукописи явная описка: должно читать 1528 г. Необходимо заметить, что последующие строки об истории развития мюридизма на совсем ясна. Е. В.) старая династия была свергнута, и новая династия мюршидов (Софи), проникнутая духом мюридизма, появилась на престоле. Но в то время как в Персии, с воцарением новой династии Софи, стихли волнения и учение мюридизма ослабло, учение это, проникнув в Дагестан, хранилось там и укоренялось постепенно. Дагестан остался страною ученного мыслящего исламизма и в настоящее время в Дагестане много есть мыслящих и ученых алимов, преследующих исламизм, как рациональное учение. Как бы то ни было,а одно магометанство нового толкование в состоянии было несколько видоизменить горские нравы, налагая особенную печать на народы, доселе самобытные в своих обычаях и учреждениях. Но магометанство, укоренившись в Дагестане и проникая постепенно в горы, не везде еще усвоилось до такой степени, чтобы исказить или уничтожить следы прежней жизни. И потому, в настоящее время, в особенности у черкес, куда еще новое учение не совсем проникло, возможно изучить горца в его первобытном состоянии, в его нравах, тысячелетиями выработанных, без всякого постороннего влияния.
Черкесы, как и прочие горские племена, народ земледельческий. Земледелие, скотоводство и пчеловодство суть главные занятия черкеса. Все это в первобытном, младенческом состоянии; понятие о праве собственности хотя и существует и в народе, но оно имеет особенный характер от быта горского, в котором все подчинено одной мысли развить в народе отвагу и воинственность. Черкес готов жизнь отдать за свою собственность, но к чужой собственности не имеет никакого уважения и с опасностью жизни, где может, готов себе присвоить чужое. Воровство и хищничество, последствие этого неуважения к праву собственности, считаются занятиями почетными, они уважаются горцами, потому что питают воинственный дух народа и развивают в нем все качества, необходимые для того, чтобы сохранить его независимость. На все увещания не хищничить, горцы отвечают, "а что же станется с нами, когда перестанем хищничать? Мы сделаемся пастухами". Так как хищничество занимает важное место в жизни горца, то оно будет рассмотрено более подробно ниже.
Общежительность, основанная на хищничестве и на кровомщении, которую мы встречаем ныне у горцев, существовала в полной силе у древних эллинов во весь первый героический период их истории до начала троянской войны и, постепенно ослабевая, продолжала существовать до основания первых государств древней Греции.
Древняя общежительность эллинов этого периода известна нам только из Илиады и Одиссеи, двух величайших памятников первобытной поэзии человечества. Там вы видите пелазгов, разделенными на маленькие независимые царства, основанные героями и полубогами; вы находите хищничество, угоны стад и табунов, плен людей и перепродажу их в другиe народы, находите гостеприимство, жертвоприношения, кровомщение. Все эти черты древнего быта эллинов, описанный обстоятельно Гомером, вы найдете в настоящее время существующими, живыми в быте кавказских горцев. Одиссея, прочитанная на Кавказе, лицом к лицу с горскими народами, делается вполне понятною, и вы, изучая быт черкес, поймете быт древних пелазгов, сохранившейся в ущельях Кавказа неизменным в течении тысячелетий.
СТАЛЬ К. Ф.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА
Свежие комментарии