На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Мифические образы в обрядах черкесов

Первая часть «Хъуромэ» в основном проходила как ритуальный обход дворов селения с пожеланиями благополучия, здоровья, успеха в жизни членам семьи. Обходники пели песни и носили с собой корзинки, мешочки, в которые складывали собранные продукты, различные сладости. Как указывает исследователь С.Х. Мафедзев, в них преобладали яйца, подаренные домохозяйками.

Универсальный символизм яйца в обряде, на наш взгляд, не искусственная импрессия - он продуцирует самый древний мифологический образ локуса - зарождения жизни. Ни в одной мифологической и философской системе символика яйца не получила такого глубокого объяснения, как в орфизме. В нем древний символ орфических мистерий - это яйцо, обвитое змеей. Это символ Космоса, окруженного огненным творящим духом. Во время инициации скорлупа разбивается, и человек рождается из состояния эмбрионального физического существования, в котором он пребывал во время внутриутробного философского возрождения. С появления первых умственных концепций человека

Мифические образы в обрядах черкесов

Первая часть «Хъуромэ» в основном проходила как ритуальный обход дворов селения с пожеланиями благополучия, здоровья, успеха в жизни членам семьи. Обходники пели песни и носили с собой корзинки, мешочки, в которые складывали собранные продукты, различные сладости. Как указывает исследователь С.Х. Мафедзев, в них преобладали яйца, подаренные домохозяйками. Универсальный символизм яйца в обряде, на наш взгляд, не искусственная импрессия - он продуцирует самый древний мифологический образ локуса - зарождения жизни.

Ни в одной мифологической и философской системе символика яйца не получила такого глубокого объяснения, как в орфизме. В нем древний символ орфических мистерий - это яйцо, обвитое змеей. Это символ Космоса, окруженного огненным творящим духом. Во время инициации скорлупа разбивается, и человек рождается из состояния эмбрионального физического существования, в котором он пребывал во время внутриутробного философского возрождения. С появления первых умственных концепций человека яйцо было известно как самое удачное олицетворение начала и тайны Бытия. В культуре Индии, как отмечает М.Л. Франц, яйцо связано с солнцем, которое некоторые поздние тексты называют Сыном Яйца. Мотив яйца также можно найти в некоторых египетских космогонических системах.

Яйцо и его дарение в «Хъуромэ» составляет необходимое звено в символической цепочке, демонстрируя акт передачи молодежи источника жизни, а значит, обеспечивая тем самым некий магический залог продолжения рода, тотальную жизненную потенцию мира, рождение нового Эона, космического цикла. Мотив яйца мифологически здесь связан с мотивами света и восхода, или трансценденцией Солнца, его переходом, его первым анабазисом. Мотив зародыша или яйца показывает сформированность этой возможности путем огромной концентрации энергии в единственном центре. Универсальный символизм яйца дает нам легко распознать в нем мотив онтологического холизма и пред-витализма и в культуре черкесов: это целостность, представленная как вещь, часть материальной реальности, которая появилась до появления сознания эго или какого-либо разделения сознания.

В «Хъуромэ» смысл социальной коммуникации на символическом уровне принимает дарение. Дарение не только яйца, но сам дар как акт символической передачи знаний - это существенный момент в обряде. Дарить - значит принести благо, связаться с человеком, осуществить момент межличностной или групповой коммуникации. Антропологическое изучение дарообмена как феномена традиционных культур занимает значительное место в современном комплексе научных дисциплин о человеке и одним из пионеров в этой области по праву является французский социолог М. Мосс. В своих работах исследователь обстоятельно изучает практически все обряды, связанные с дарообменом. «Дарообмен обладает бинарной функцией в обрядовых действах: с одной стороны, дар - это жертва части самого себя другому, акт символической передачи источника жизни, благополучия, а с другой - особый вид социальной коммуникации, постоянный духовный обмен общественных систем, реципрокность хозяйственного уклада, быта». Если рассуждать в соответствии с этими антропологическими и этнографическими идеями, то в «Хъуромэ» дарение молодым людям яиц, овощей, злаков можно интерпретировать как магическую трансляцию энергии зарождения (Хъу) Нового, изобильного урожаем года новому поколению. Этот аспект обряда заметен и в отдельных фрагментах текста песни «Хъуромэ»: «Уооо, мышэрытщ1э, уооо, напщ1э махуэ!», что можно приблизительно перевести как призыв к деятельностной встрече гъэщ1э (Новый год): «Уоооо, сеяние нового семени, уооо, пора пропалывать (или время всхода, роста?!) землю!», что в очередной раз подтверждает объективность восстановления традиции его празднования ранней весной, а именно синхронно с 22 марта.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх