Как известно, дуэли в русской армии были строжайше запрещены и карались смертью, но тем не менее случались с завидной регулярностью. Вопросы чести, однако, решались не только в столицах, среди маящихся от безделья гвардейских офицеров, но и в воюющем Кавказском корпусе. Впрочем, не без участия все тех же гвардейских офицеров.
В 1846 году на левом фланге Линии в станице гребенских казаков Червленой состоялась дуэль между подполковником А. Сусловым, командиром Гребенского казачьего полка, и поручиком Фридерици, офицером этого же полка, прикомандированным, однако, в казачий полк из гвардии. Обстоятельства этой дуэли (причины, подготовка и само событие), описанные в "Воспоминаниях" генерал-майора В. Полторацкого, воевашвего в те времена на Кавказе, заслуживают внимательного прочтения...Как известно, дуэли в русской армии были строжайше запрещены и карались смертью, но тем не менее случались с завидной регулярностью. Вопросы чести, однако, решались не только в столицах, среди маящихся от безделья гвардейских офицеров, но и в воюющем Кавказском корпусе. Впрочем, не без участия все тех же гвардейских офицеров. В 1846 году на левом фланге Линии в станице гребенских казаков Червленой состоялась дуэль между подполковником А. Сусловым, командиром Гребенского казачьего полка, и поручиком Фридерици, офицером этого же полка, прикомандированным, однако, в казачий полк из гвардии. Обстоятельства этой дуэли (причины, подготовка и само событие), описанные в "Воспоминаниях" генерал-майора В. Полторацкого, воевашвего в те времена на Кавказе, заслуживают внимательного прочтения.
Все началось вечером, когда в доме у подполковника Суслова флигель-адъютанты граф Бенкендорф, князь Барятинский и граф Ржевуский, проезжая из Темир-Хан-Шуры (ныне Буйнакск) в крепость Грозную (ныне Грозный), вместе с хозяином организовали партию в вист. В разгар игры к командиру полка подошел вестовой казак и доложил о прибытии к нему поручика Фридерици. Подполковник, извинившись перед гостями, вышел в другую комнату к прибывшему. Поручик, поклонившись, без каких-либо объяснений попросил немедленно выдать ему 800 рублей. Удивленный неожиданностью, суммой и, особенно, бесцеремонностью изложения просьбы, Суслов, не отличавшийся особо спокойным нравом, резко объявил поручику, что такой суммы у него нет, а если бы и была, то он бы все равно ее не дал. - Другими словами, вы мне, подполковник, не доверяете? - спросил поручик. - Да хотя бы, милостивый государь, и не доверяю! - резко ответил уже раздраженный Суслов. - В таком случае, это кровное оскорбление, за которое я требую от вас должного удовлетворения! — заявил Фридерици и вышел. Гости подполковника, слышавшие через полуоткрытые двери диалог командира полка с своим офицером, встретили его возвращение дружным хохотом. Однако самому Суслову было не до смеха. - Вам, господа, хорошо смеяться, Вы завтра спокойно отправитесь в Грозную и вам горя мало, что я поставлен в глупое положение стреляться с этим сумасбродом! - ответил им Суслов.
Далее следует описание В. Полторацкого, составленное по рассказу самого подполковника Суслова, который как-то раз гостил у автора "Воспоминаний".
"Утром, по отъезде гостей, Суслов задумался, кого бы выбрать в секунданты, и решил просить подпоручика Голохвастова, Куринского полка, гостившего в Червленной. Но оказалось, что тот еще раньше был приглашен Фридерици. Суслов потребовал полкового адъютанта Федюшкина, природного казака, но хорошего, исполнительного и очень ему преданного человека. Является Федюшкин в кабинет, папаха в левой руке, правая под козырек, в виде отдания чести.
— Знаете ли вы правила дуэли? — спрашивает Суслов. — Никак нет, ваше высокоблагородие, ничего такого не знаю-с и не ведаю-с! — не вдруг и очень смущенно отвечал наивный адъютант. — Как, не знаете, что такое дуэль? — Ей-Богу, не знаю, ваше высокоблагородие, — еще смущеннее и растеряннее отвечал бедняга. — Ну, знаете или не знаете, мне все равно, — после минутного колебания решил Суслов. — Слушайте и не переврите! Ступайте сейчас к подпоручику Голохвастову, скажите, что я вас послал, и условьтесь насчет всех пунктов дуэли.
Ни жив, ни мертв, стоял перед ним Федюшкин, не понимая, на яву или во сне слышит он подобное приказание. Но на утро все было приготовлено, как следует; место выбрано уединенное, заросшее кругом густым кустарником. Голохвастов отмерил десять очень широких шагов, зарядил пистолеты и предложил Суслову выбор.
— Ведь условленно было по жребию, так извольте бросать его! — сказал Суслов. — У меня нет со мною монеты! — шаря в карманах, объявил Голохвастов. — У меня есть все-с, кроме терпения, — сорвалось у Суслова, и, схватив из кармана полтинник, он высоко бросил его вверх на воздух. — Орел или решетка? — спросил он. — Орел! — не совсем спокойным голосом проговорил Фридерици. Он угадал.
— Однако, — рассказывал Суслов, — шансы не за меня, солнце напротив, прямо бьет в глаза, скверно! Но будет, что будет! Снимаю сюртук и в одной рубашке становлюсь на указанный мне пункт, точно школьник, даже совестно стало! Фридерици, также без долмана, уже ждет на месте. “Раз, два, три!” — отчетливо командует Голохвастов. Соперник мой медленно поднимает пистолет... по направлению мушки вижу — злодей метит прямо в сердце. Минутно даже кровь застыла, вдруг-с пистолет заходил в руке Фридерици, он сам побледнел, задрожал и, уронив на землю смертоносное оружие, исступленным жестом руки указывает на близь меня лежащие кусты. Оглядываюсь, и что же вижу? В кустах этих блестят четыре винтовочных ствола, направленных прямо в грудь моего противника. “Что это такое?” — в изумлении вскрикиваю я на Федюшкина. — Будьте покойны, ваше высродие! — с сияющей улыбкой полнейшего торжества рапортует адъютант. — Если поручик вас заденет, то они тут же его положат. Я ведь лучших-с стрелков засадил сюда! — самодовольно добавил он. — Я, конечно, его обругал и прогнал его засаду к черту; тогда Фридерици снова взял пистолет, но, вероятно, под впечатлением вышеизложенного дал промах, а я, не целясь, выстрелив на воздух, вскочил на коня и уехал домой, проклиная себя, Фридерици и пуще всех дурака Федюшкина" (Воспоминания В. А. Полторацкого // Исторический вестник, № 3. 1893).
Какое оружие выбирали русские офицеры для дуэли можно прочитать здесь.
О правилах дуэли на саблях в XIX веке вы можете прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии