На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Школа фотографии. Интервью «СА» с руководителем майкопского городского фотоклуба «Лагонаки»

Сегодня майкопский городской фотоклуб «Лагонаки» входит в тройку лучших коллективов России, а когда-то его участники собирались в парке на лавочке. О секретах успеха, фотографической кухне и о том, из кого выходят настоящие мастера,«СА» рассказал руководитель фотоклуба, председатель Адыгейского регионального отделения Союза фотохудожников России Аркадий Кирнос.

Школа фотографии. Интервью «СА» с руководителем майкопского городского фотоклуба «Лагонаки»
Сегодня майкопский городской фотоклуб «Лагонаки» входит в тройку лучших коллективов России, а когда-то его участники собирались в парке на лавочке. О секретах успеха, фотографической кухне и о том, из кого выходят настоящие мастера,  «СА» рассказал руководитель фотоклуба, председатель Адыгейского регионального отделения Союза фотохудожников России Аркадий Кирнос.

— Аркадий Евгеньевич, год только начался, а фотоклуб и его представители уже завоевали несколько значимых наград. Расскажите о них подробнее.
— Третий год подряд «Лагонаки» входят в тройку победителей главного соревнования среди творческих фотографов — конкурса «Берега», который проходит при поддержке Фонда президентских грантов в Рязани. По своему масштабу соревнование приравнивают к чемпионату России по фотографии. В этом году в нем приняли участие около ста коллективов из 77 регионов страны. Когда мы впервые в 2018 году отправляли работы, то надеялись попасть хотя бы в десятку, о тройке боялись даже мечтать. Тогда наш коллектив занял второе место, и это вызвало много разговоров среди участников, мол, почему не Санкт-Петербург, Москва или Нижний Новгород, а какой-то маленький Майкоп? Но на следующий год полностью сменился состав жюри, а мы снова вошли в число лучших, став бронзовыми призерами. Сейчас также заняли третье место. Уступили двум челябинским фотоклубам, конкурировать с которыми невозможно по ряду причин. Главная из них — финансовая поддержка фотографических коллективов Челябинска. Мы же все мероприятия проводим за свой счет.
Конкурс состоял из четырех секций: «Я люблю тебя, жизнь», «Портрет», «Будь здоров!» и «Фотооткрытка PF-2021». Мы представили работы во всех номинациях, это говорит о том, что наши снимки охватывают множество разных тем.
Еще одно яркое событие этого года — фотохудожница, член фотоклуба Лариса Мозговая вошла в число призеров выставки в Японии.
А Артем Картавкин получил серебро в Словении. Ежегодно нашу копилку пополняют 20-30 наград российского и международного уров­ней.
— С чего все начиналось?
— Клубу уже 42 года. Сначала нас было пять-семь фотолюбителей, собирались на лавочке, а в зимнее время у меня дома. Позже нам выделили помещение в горпарке, причем в нем же находился пункт правопорядка, куда приводили хулиганов. Мы несколько раз переезжали, последние двадцать лет находимся в здании рядом с Нацио­нальным музеем РА.
Раньше процесс создания фотографии был более трудоемким. Сами проявляли, печатали, да и вес техники был внушительнее, поэтому немногие становились фотографами и по большей части это было мужское занятие. Со временем мы поняли, что необходимо пополнять наши ряды молодыми, а для этого их необходимо учить. Так тридцать лет назад появилась фотошкола.
— Для кого она открыта и сколько длится обучение?
— Сколько обычно длится курс по фотографии? Один месяц. Но мы к этому вопросу подходим основательно, ведь объективно за 8 занятий в месяц невозможно дать базовые знания. Наш курс проходит в течение одного учебного года. И после его окончания человек сознательно управляет камерой, не она им. Он владеет глубиной резкости, выдержкой, разбирается в композиции, цвете, свете, разных жанрах съемки и многих других тонкостях. Сейчас у нас проходят обучение 15 человек, они поделены на три группы. Две из них для новичков, третья для тех, кто решил продолжить обучение после первого года. В шутку мы говорим, что они остались на второй год. Учит студентов опытный фотограф, член Союза фотохудожников России Ирина Кирнос. Школа — некоммерческий проект, поэтому мы не стремимся к большому количеству студентов. Самые талантливые выпускники, от одного до трех человек в год, становятся членами нашего фотоклуба.
— По каким критериям отбираете?
— Во-первых, человек должен проявить себя в фотошколе. Тех, кто влюблен в фотографию, видно по горящим глазам. Также важна работоспособность, потому что фото серьезного уровня требуют трудолюбия и постоянного поиска. У нас не задерживаются люди, которые, к примеру, поснимали в отпуске, а потом на год забыли о фотоаппарате. Для участников клуба фотография — стойкое увлечение.
— А возраст имеет значение?
— Никакого. Например, полтора года назад в школу пришел учиться 60-летний мужчина. Вышел на пенсию, и появилось время на занятие для души. За такой короткий срок он уже стал призером и победителем всероссийских и международных выставок. Единственное, что имеет значение, — желание развиваться и вкладывать в это занятие время и силы. У клуба высокая планка, и ее необходимо держать.

— Какими еще престижными наградами обладает клуб?
— В 2018 году на Кубке мира по фотографии в Великобритании мы вошли в топ-50 лучших клубов планеты. В 2019-м — серебряная медаль на международной выставке «Экология», охватившей пятьдесят стран. Всего же у коллектива почти 300 разных наград. Члены фотоклуба выставлялись на всех континентах, кроме Антарктиды, в 48 странах мира.
— В чем секрет такого успеха?
— Сначала, когда клуб только формировался, я, как основатель, объездил большое количество коллективов, чтобы посмотреть, как у них выстроена работа. Побывал в фотоклубах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Урала. Применяли их практику, со временем что-то уходило, внедряли что-то новое. На мой взгляд, нам по плечу такие высоты, потому что хорошо налажен учебно-творческий процесс и есть четкий план работы. На год вперед расписаны конкурсы, которые мы проводим между членами клуба, и участвует в них весь коллектив. Темы выбираем разные. В этом году, например, будут такие: натюрморт геометрический, юмор, архитектура Адыгеи, постановочный портрет, жанр «Плохая погода» и многие другие. Фотография в каком-то смысле и про преодоление себя и своих страхов. Некоторые боятся достать камеру в общественном месте и поймать момент, сделать репортажное фото. Как-то мы устраивали конкурс на лучшее фото из общественного транспорта, вот где действительно пришлось выйти из зоны комфорта.
Перед каждым конкурсом у нас проходит занятие на данную тему. Демонстрируется подборка фотографий, а также произведения изобразительного искусства, обсуждаем, как обыграли данную тему авторы, находим ошибки, разбираем технические особенности. Уже в процессе занятия у фотографов рождаются мысли, идеи. После соревнования обязательно делаем разбор работ. По итогам конкурса отбираем лучшие снимки, которые потом и отправляем на различные выставки.
Мы не ограничиваемся только городом — четыре или пять раз в год выезжаем на фотопленэры. Наши любимые места — горы, лес, сельская местность. Регулярно в клубе идет просмотр фоторабот различных российских и международных фотовыставок, а также ведущих фотоклубов мира.
Еще один критерий, влияющий на успех, — атмосфера внутри коллектива. У нас сплоченная команда. Все друг друга поддерживают, а споры бывают только творческие. Важный момент: все мероприятия клуба проходят совместно с Адыгейским региональным отделением Союза фотохудожников России. Это нас усиливает.
— Как на работе клуба отразилась пандемия?
— Прошлый год был для нас даже более насыщенным, чем некоторые предыдущие. Летом в честь празднования 75-летия Победы мы провели масштабную выставку «Автографы Победы». В открытии экспозиции приняли участие ветераны — герои наших работ. Совместно с Краснодарским краем и Крымом осуществили проект «Фотокруг-2020», экспонировались в Ялте, Феодосии, Керчи, потом в Краснодаре и Новороссийске. Даже время изоляции не прошло для фотографов даром. Мы организовали тематические экспресс-конкурсы «Мое окно», «Мы остаемся дома», «Вид из моего окна», «Домашний натюрморт», «Дома с улыбкой». Получилось столько классных выставочных работ! Некоторые из них затем поучаствовали в мировой выставке во Франции, где из нескольких тысяч снимков жюри отобрало 170, в их число вошли фото наших троих авторов. И это далеко не весь список мероприятий.
— Вам наверняка приходит большое количество приглашений с различных выставок, во всех участвуете?
— Мы избирательны в этом вопросе. Много проходных выставок, нацеленных на финансовую выгоду. Взнос у таких конкурсов символический, этим организаторы привлекают большое количество авторов. К примеру, на конкурс присылают пять тысяч работ, из них четыре с половиной тысячи проходят в финал… То есть получается, что практически каждый автор, заплатив, становится финалистом. Где тут соревновательная часть? Таких наград у автора может быть хоть сто, но о его уровне они не говорят ровным счетом ничего. Однажды мы со знакомым провели эксперимент. Попросил его принести фотографии, сделанные на телефон, после чего их обработал и отправил на подобный конкурс. А предварительно мы заключили спор, что, если его фото не выйдут в финал, то я верну ему деньги за оргвзнос. И что вы думаете? Человек стал международником. Такие награды не имеют ценности, и мы не участвуем в подобных мероприятиях. Как и в конкурсах, где победители определяются по количеству лайков. Нас интересуют престижные выставки, где в финал отбирается небольшое количество работ, а награда — на вес золота.
— Чем отличается творческое фото от классической съемки?
— Творческая фотография — поиск чего-то интересного. Все составляющие снимка должны соответствовать теме, идее. Снимок, словно рассказ, повествует о какой-то истории. Найти себя, свой стиль не так просто — в мире столько всего уже снято. Поэтому трудолюбие, упорство и большая любовь к фотографии — важные качества.
— Можно ли зарабатывать художественной фотографией на жизнь?
— Можно, но не так много. Периодически работы покупают, например для оформления интерьера. Фото просят какие-то журналы, каталоги или проспекты. А также встречаются клиенты, которые хотят сделать фотосессию именно у фотохудожника. Для кого-то из членов клуба фотография — это профессия, но большинство работают совершенно в другой сфере, а фотографией занимаются для души.
— Вы много работаете с молодежью…
— Да, этому вопросу уделяем большое внимание. Для молодежи организуем выставки, конкурсы, творческие встречи, мастер-классы. Тринадцать лет подряд совместно с городской администрацией проводим конкурс «Фотовзгляд», в котором приняло участие более 600 молодых авторов. Многие наши фотохудожники прошли эти ступени — конкурс «Фотовзгляд», затем фотошкола, клуб, и со временем они становятся членами регионального отделения Союза фотохудожников России.
— Расскажите об участниках клуба.
— Сейчас в клуб «Лагонаки» принято 28 человек, еще четверо — кандидаты в члены клуба. Старожилы — Светлана Данилюк, Борис Никитин, Виктор Лутай. Из молодых, которые как раз пришли после молодежных конкурсов и фотошколы, — Дмитрий Войнов, Светлана Денисова, Александр Горский, Артем Картавкин, Леонид Попов, Марина Орлова. Недавние выпускники фотошколы, которые в клубе совсем недолго — полтора-два года, но уже зарекомендовали себя интересными авторами, стали победителями престижных выставок. Это Наталья Кохманова, Владимир Романов, Мурат Эльдаров. Самый молодой автор нашего коллектива — Виктория Сысоева — активно развивающийся, разножанровый фотограф, победительница российских выставок. Это наше будущее!
  Источник: Газета Советская Адыгея
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх