На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Формирование черкесского национального движения в Турции со второй половины 20 века

К 50-м гг. из Ассоциации выделились самостоятельные организации, занимающиеся вопросами Крыма и Центральной Азии, что позволило ей в 1952 г. сменить название на «Кавказская культурная ассоциация». Журнал «Новый Кавказ», выходивший с 1957 по 1962 гг. уже затрагивает тему единения черкесов, вновь актуализируя вопрос черкесской идентичности.

В атмосфере общей демократизации политической обстановки, начавшейся с ликвидацией однопартийной системы и приходом к власти Демократической партии в 1950 г., в оборот начинает вводиться словосочетание «черкесы Турции». Возвращаются в страну некоторые изгнанные в начале 20-х гг. черкесские деятели, например, Эшреф Кушчубашы, руководитель контрразведывательного подразделения османских вооруженных сил Тешкилят-и Махсуса с 1915 по 1918 г...

Формирование черкесского национального движения в Турции со второй половины 20 века

К 50-м гг. из Ассоциации выделились самостоятельные организации, занимающиеся вопросами Крыма и Центральной Азии, что позволило ей в 1952 г. сменить название на «Кавказская культурная ассоциация». Журнал «Новый Кавказ», выходивший с 1957 по 1962 гг. уже затрагивает тему единения черкесов, вновь актуализируя вопрос черкесской идентичности. В атмосфере общей демократизации политической обстановки, начавшейся с ликвидацией однопартийной системы и приходом к власти Демократической партии в 1950 г., в оборот начинает вводиться словосочетание «черкесы Турции». Возвращаются в страну некоторые изгнанные в начале 20-х гг. черкесские деятели, например, Эшреф Кушчубашы, руководитель контрразведывательного подразделения османских вооруженных сил Тешкилят-и Махсуса с 1915 по 1918 г.

В 1961 г. происходит еще одно знаковое событие – Кавказская культурная ассоциация открывается уже в столице Турции, Анкаре, что означает ее неофициальное признание на правительственном уровне. Однако вплоть до 70-х гг. деятельность черкесских организаций носит достаточно искусственный характер и имеет преимущественно локальное значение. Именно в 70-е гг. развивается идея о необходимости возвращения на родину, чтобы обратить вспять ассимиляционный процесс и возродить (а по сути, создать) черкесскую нацию. Формируется набор ключевых понятий: основная родина (анаватан; в противовес просто родине – ватан), эмиграция (мухаджерет), ассимиляция, воссоединение и возвращение. Использовавшееся до этого момента понятие «переселение» (хиджрет/геч) сменяют «вынужденное переселение» (меджбури геч) и «изгнание» (сюргун).

Набравшая к 70-м гг. значительные темпы урбанизации обеспечила приток в крупные города деревенской молодежи из черкесских анклавов, сохранивших благодаря своей изолированности родные языки и этническую идентичность. Попав на нижнюю ступень городской иерархии, молодые черкесы примкнули к левому движению. Часть из них надеялась добиться преобразования турецкого общества, другая стремилась вернуться на исконную родину, выдвигая националистические идеи. Однако их национализм был ответом на радикальный турецкий национализм, распространившийся в то время. Противостояние достигло предела в 1977 г., когда неизвестные в Анкаре обстреляли членов Культурной ассоциации Северного Кавказа, стоявших на улице после собрания. Несколько человек были ранены, один – Цей Махмут Озден – погиб, став для черкесов-социалистов героем, павшим в борьбе с «фашизмом».

Военный переворот 1980 г. на время подавил националистические настроения, приостановив деятельность ряда организаций. Многие черкесы, разделили вводимую сверху концепцию тюрко-исламского синтеза и приняли турецкую идентичность, наполненную новым содержанием. Часть примкнула к начавшим стремительно распространяться религиозным организациям и фондам. Многие продолжали оставаться в русле черкесской национальной идеи.

Кардинальные перемены в самосознании черкесов Турции возникают с конца 80-х гг. в связи с началом перестройки в СССР и появившейся возможностью контактов с «основной родиной». В 1987 г. в Анкаре образована Кавказская культурная ассоциация (КАФ-ДЕР), основной целью которой стало объединение «26 северокавказских народностей» на территории Турции, а также обеспечение связи с их родственниками на Кавказе.

Формирующейся черкесской диаспорой Турции осмысляются последствия ассимиляторской политики, и перед ней со всей очевидностью возникает вопрос исчезновения собственной идентичности. Дисперсное проживание черкесов с сохранением малоразвитых черкесских анклавов в сельской местности (т.н. черкесские деревни) воспринимается как одна из причин растворения черкесской общности и утраты этнического самосознания. Возрождение черкесской культуры и преданных забвению родных языков видятся первоочередными задачами, а единственным выходом – создание «единства географии», т.е. возвращение на историческую родину.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх