На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Псыгуащэ, черкесская Дева вод.

Восприятие Псыгуащэ у черкесов, было двойственным. Чаще всего сказители описывали её как молодую девушку, настолько красивую что кто бы не взглянул на неё тут же пленялся её чарами и добровольно заходил в пучину вод , где и погибал. У неё лучезарное лицо, руки с перепонками на пальцах, а вместо ног большой рыбий хвост. Другие же описывали Псыгуаще как отвратительную старуху (Псыхъуэ нанэ), с острыми зубами и свирепым до исступления нравом. Такое двойственное восприятие фольклорных образов характерно для многих древних культур. Например в древнегреческой мифологии образ богини Деметры представлен и молодой девушкой и древней старухой. Очевидно связано это с неоднозначным восприятием стихий, которые олицетворяли данные мифические образы. Например реки в спокойном состоянии воспринимались как образец красоты и свежести , ну а в бурном состоянии они ассоциировались с разрушениями и смертельной опасностью. Хозяйка воды Псыгуащэ, у черкесов имеет ряд черт отождествляющих её с Ундиной и

Псыгуащэ, черкесская Дева вод.

Восприятие Псыгуащэ у черкесов, было двойственным. Чаще всего сказители описывали её как молодую девушку, настолько красивую что кто бы не взглянул на неё тут же пленялся её чарами и добровольно заходил в пучину вод , где и погибал. У неё лучезарное лицо, руки с перепонками на пальцах, а вместо ног большой рыбий хвост. Другие же описывали Псыгуаще как отвратительную старуху (Псыхъуэ нанэ), с острыми зубами и свирепым до исступления нравом.

Такое двойственное восприятие фольклорных образов характерно для многих древних культур. Например в древнегреческой мифологии образ богини Деметры представлен и молодой девушкой и древней старухой. Очевидно связано это с неоднозначным восприятием стихий, которые олицетворяли данные мифические образы. Например реки в спокойном состоянии воспринимались как образец красоты и свежести , ну а в бурном состоянии они ассоциировались с разрушениями и смертельной опасностью.

Хозяйка воды Псыгуащэ, у черкесов имеет ряд черт отождествляющих её с Ундиной из германо-скандинавского фольклора. Например обе смертельно опасны для людей ,обе ясными ночам выходили на берег и расчесывали свои длинные волосы ,имели рыбьи хвосты ,стремились увлечь путников-мужчин ,в некоторых случаях вступая в связь или даже в брак с ними. Обе управляли погодой, насылали дожди.

Если удавалось кому нибудь из смертных встретить Псыгуаще , то чаще всего сидящей в полуденный зной под тенью прибрежного дерева ,расчесывавшей гребнем свои длинные волосы. По поверьям адыгов , ни в коем случае нельзя было подбирать найденный на берегу гребень ,потому как окажись он гребнем Псыгуащэ ,то погибель грозила бы и поднявшему его и близлежащему к этому месту селу. При встрече с Девой Вод нельзя было выказывать страх и смотреть ей в глаза (как и в случае с Ундиной), иначе лицо посмотревшего навсегда оставалось перекошенным. Отпугнуть Псыгуаще можно было с помощью зеркала направленного на нее.

Как выше было сказано, Псыгуащэ покровительствовала не только водам речным или озерным , но и дождю. В засушливые периоды шапсуги , дабы задобрить Псыгуащэ, приносили воду из заоблачных горных озер, например из священного озера Хуко и выливали её в море. С той же целью проводился и знаменитый обряд Ханцегуащэ многократно описанный у разных авторов.

В 1939 году этнографическая экспедиция Московского университета под руководством Токарева С.А. ,наблюдала этот обряд у шапсугов. Женщины и дети несли Ханцагуащэ к реке и купали ее. А мужчины шли к каменной могиле убитого молнией человека, где сняв обувь и головные уборы, встав вокруг могилы и взявшись за руки двигались против часовой стрелки и при этом пели песнь-молитву:

"На Большом перевале что бы загремело,

В Лебгегубх чтобы молния блеснула,

На Нихетх чтобы молния ударила,

А здесь в Тхагапше что бы дождь пролился."

[Гуревич И., "Религия сельской общины у черкесов-шапсугов", 1940, С.39.]

У черкесов считалось что такие песни-молитвы обладали особой силой. Они посвящались громовержцу Шиблэ, Псыгуащэ и другим покровителям стихий.

Символом грома и грозы у адыгов выступал ворон, с черными крыльями которого отождествлялось грозовое небо. Считалось что частое воронье карканье предвестник дождя. Одним из способов вызывания которого у черкесов , в частности у шапсугов, было опускание вороньего гнезда в морские воды. ["Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы шапсугской экспедиции 1939 г.", Москва,1940г., Выпуск XVII. Этнография.]

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх