Новороссийская бора (норд-ост). Век XIX. Веками жители Черноморского побережья периодически переживали разгул стихии, называемый сегодня новороссийская бора или норд-ост...
Новороссийская бора (норд-ост). Век XIX. Веками жители Черноморского побережья периодически переживали разгул стихии, называемый сегодня новороссийская бора или норд-ост.
Первыми свидетельствами об этом явлении природы можно считать мифы Древней Греции. Согласно древнегреческой мифологии именно в этом районе на вершине гор жил свирепый и безжалостный бог холодного северо-восточного ветра Борей.
Адыги - коренные жители побережья, передавали из поколения в поколение легенды, объясняющие происхождение холодного порывистого ветра. Но описания и исследования с научной точки зрения, новороссийская бора получает только в XIX в., после присоединения земель Черноморского побережья к России.
Русские моряки не являлись исключением, поэтому неудивительно, что первым описал и исследовал новороссийскую бору в 1876 году русский моряк - гидрограф капитан - лейтенант Ф. Ф. Врангель.
Вообще о свирепых ветрах, дующих из-за Маркотхского хребта, России было известно в начале ΧΙΧ в. В феврале 1831 г., когда в Российской империи решался вопрос о сооружении укрепления на месте современного Новороссийска, князь А.С. Меншиков в своем докладе Николаю Ι о нецелесообразности использования глубоководной бухты сообщал: «Береговой северо-восточный ветер свирепствует столь же сильно, как и бора у адриатических берегов. Суда при действии сего ветра, ежели не отшвартованы вплоть к северо-восточным берегам, подвергаются обыкновенно крушению, выброшены на противоположную сторону залива».
Впервые русские моряки узнали норов боры в 1839 г., на следующий год после основания российского укрепления на берегу Цемесской бухты. 21 ноября 1839 г. начался печальный счет судов, погибших в бухте во время норд-оста. В январе 1842 г. потерпели крушение транспорт «Кодос» и два флашкоута. В 1844 г. жертвами норд-оста стали шесть судов, пришедших из Херсона. Они были выброшены на берег и разбиты.
В 1848 году Российский флот пережил настоящую трагедию, произошедшую с кораблями эскадры Черноморского флота под командованием контр-адмирала Юрьева в Цемесской бухте.
Эскадра осуществляла поддержку российских береговых укреплений, подвергавшихся нападениям черкесов, и пресекала попытки ввоза контрабандного оружия. В январе 1848 года корабли эскадры вошли в Цемесскую бухту и стали на рейде. В состав эскадры входили фрегат «Медея», корвет «Пилад», бриг «Паламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя», пароход «Боец» и транспорт «Гостогай». Ничего не предвещало беды. А 12 января со склонов Маркотхского хребта сорвалась бора, нанесшая сокрушительный удар по кораблям эскадры.
Из воспоминаний очевидца лейтенанта Аминова, служившего на корвете «Пилад»: «С утра погода стояла непостоянная, и ветер попеременно дул со всех румбов. В полдень начали образовываться смерчи, которые в разных местах показывались и исчезали. В 2 часа смерч, ворочаясь под носом, вдруг с ужасной силой обрушился на нас от норд-оста. В одно мгновение обе наши цепи толщиной в полтора дюйма лопнули. Тотчас отдали якоря и удержались. После этого ветер постоянно начал свежеть от норд-оста и показались все признаки близкой боры, почему адмирал сделал сигнал: ”Спустить стеньги и нижние реи”, что у нас тотчас и было исполнено. Ветер все более и более усиливался, горы и рейд покрылись непроницаемым туманом, воздух был наполнен обледенелыми водными брызгами, которые, примерзая к снастям и рангоуту, образовали огромные глыбы льда».
Лейтенант Колчин в своем отчете записал: «Буря усиливалась. Брызги от волнения, замерзая кругом и внутри судна, образовали везде слой толстого льда. Снасти, паруса, шкивы в блоках, словом, все обледенело. Люди, разделенные на четыре смены, беспрестанно обрубали лед, где и как было только можно. Они переменялись через каждые пять минут, но в этот краткий промежуток от жестокого мороза лопаты и топоры падали у них из рук. От сильной качки нельзя было разогревать воду, которую сначала употребляли для оттайки льда. Носовая часть судна приметно стала погружаться. Несколько волн ходили уже через бак по длине всей шхуны, на которой с трудом успевали выкачивать и вычерпывать наполнявшуюся воду».
Флагманский корабль фрегат «Медея» от гибели спасло только то, что ветер начал стихать. За время шторма фрегат полностью обледенел. Под тяжестью льда носовая часть корабля ушла под воду, и если бы бора не прекратилась, судно бы погибло.
Но настоящая трагедия развернулась на борту тендера «Струя», которым командовал капитан-лейтенант Павел Александрович Леонов. Когда началась бора, обледенение его произошло так быстро, что никакие действия команды по спасению судна не увенчались успехом. Тендер очень быстро начал погружаться в воду и вскоре полностью затонул. Через некоторое время, после подъема «Струи», стало ясно, что командир и команда корабля принимали все меры, что бы спасти судно, но не смогли противостоять стихии. Погибла вся команда тендера «Струя»: 48 матросов, штурманский прапорщик Скогорев, мичманы Обезьянов и Ковалевский во главе со своим командиром капитан-лейтенантом Павлом Леоновым.
Новороссийская бора января 1848 года уничтожила практически всю эскадру контр-адмирала Юрьева. Уцелел только фрегат «Медея». Урон, нанесенный эскадре норд-остом, был приравнен к боевым потерям в морском сражении. Для исправления положения командующим Черноморским флотом адмиралом М.П. Лазаревым к кавказским берегам была в срочном порядке направлена новая эскадра под командой контр-адмирала Колтовского.
2 марта 1851 г. застигнутые борой в Цемесской бухте транспорт «Буг» и шхуна «Ласточка» были выброшены на берег. К счастью никто не погиб.
В феврале 1864 г. во время шторма погибло три азовских баркаса.
В 1872 году была создана комиссия, которая должна была решить, где возводить порт – в Новороссийске или в Анапе. Цемесская бухта отвечала всем требованиям. Если бы только не норд-осты! И когда уже изыскания и предварительные выводы комиссии склонили общественное мнение к строительству порта в Новороссийске, в январе 1874 г. задул норд-ост.
Шхуна «Редут-Кале», стоявшая на рейде, покрылась слоем льда толщиной 60 см и продрейфовала 520 м. Споры о месте постройки порта затянулись, а морское ведомство запретило судам бросать якорь в Новороссийске с 1 ноября по 1 марта.
Яркую картину свирепствовавшего над городом норд-оста нарисовал известный писатель Г. Успенский, посетивший Новороссийск весной 1886 г. В очерке «Веселые минуты» он писал:
«Это – бухта. Она действительно похожа на котел и кипит, как котел на огне, когда начнет здесь свирепствовать норд ост. Порожняки – извозчики, переезжая в такие бурные дни через горы, наполняют свои фургоны и телеги камнями, иначе ветер снесет их в овраги, перевернет и изобьет как ему угодно».
В 1888 г. бурей, продолжавшейся 5 дней, на берег было выброшено турецкое судно, потоплен барка, выброшен нa мель пароход «Эденька». «Яростный ветер поднял в бухте большое волнение. Буря ревела и клокотала», - писала в то время газета «Северный Кавказ», - «катер «Эденька» был снесен к городскому берегу (стоял у строящегося порта) и поставлен на мель вблизи казармы пограничной стражи; команда его из 4-х человек, будучи не в состоянии переносить холод и опасаясь гибели вместе с судном, перебралась на берег, кто вплавь, кто по канату. Собралось много народу, желавшего спасать погибавших».
Только в 80-х годах ΧΙΧ столетия было принято решение строить порт в Цемесской бухте. Устройство портовых сооружений несколько уменьшило опасность норд-оста для стоящих у причалов судов, но летопись катастроф продолжалась.
Так, жестокая буря, разразившаяся в Новороссийске в 6 - 11 декабря 1899 г., стала причиной многих бедствий в городе, его окрестностях и в бухте. Этот случай интересен в том отношении, что в это время в Новороссийске велись уже специальные и систематические наблюдения за борой.
Именно тогда впервые замерзла считавшаяся никогда не замерзающей Цемесская бухта. На берег были выброшены два парохода, один английский грузовой, а другой пассажирский Русского общества пароходства и торговли «Игорь» и две парусные шхуны. Пассажиры парохода «Игорь» в течение целых суток были буквально закупорены льдом в пароходе и спаслись только благодаря тому, что с берега до парохода были уложены доски. По ним рабочие добрались до судна, а потом, взобравшись по веревочной лестнице на обледеневшую палубу, прорубили лед над отверстием, ведущим в пароход, и через это отверстие спасли людей, 34-х пассажиров и команду парохода, которые в течение суток оставались без пищи и воды.
Боре 17-24 декабря 1899 г. предшествовала тихая и ясная погода. В течение 16 декабря ветер, постепенно усиливаясь, достиг 12 м/с. 17-го декабря ветер дул уже со скоростью 20 м/с, 18-го – 30 м/с, а 19-го декабря – 40 м/с. Температура при этом упала до -21º. Замерзающими брызгами, выносимыми ветром из бухты, были покрыты дома и набережная. Толщина слоя льда доходила до двух саженей. Входы зданий со стороны моря и печные трубы были замурованы. Масса сорванных крыш, унесенных базарных лотков, разрушенных труб, уничтоженные телеграфные линии, опрокинутые груженые железнодорожные вагоны – вот те следы, которые оставила после себя бора, бушевавшая несколько дней подряд. Несколько кораблей, застигнутые борой в бухте, были выброшены на берег или посажены на мели.
Казалось, что бора, разыгравшаяся под конец не только года, но и века, хотела показать, кто на берегу Цемесской бухты настоящий хозяин.
Источник
Свежие комментарии