На работу как на праздник. Эти слова удивительно точно характеризуют молодого учителя физики и математики средней школы №7 столицы региона Сергея Левченко. В преддверии Дня учителя в интервью «СА» он рассказал о том, как пытался «уйти от судьбы», но в итоге нашел свое счастье в стенах школы.
На работу как на праздник. Эти слова удивительно точно характеризуют молодого учителя физики и математики средней школы №7 столицы региона Сергея Левченко. В преддверии Дня учителя в интервью «СА» он рассказал о том, как пытался «уйти от судьбы», но в итоге нашел свое счастье в стенах школы.— Расскажите, как начался ваш путь в профессию?
— Начнем с того, что я родом из династии учителей. Это преподаватели математики, физики, химии, биологии, филологи — с десяток родных наберется. Моя мама — химик-биолог, много лет отдала профессии, тетя — физик-математик, дед — профессор философии, действующий член РАЕН, двоюродный дед — профессор физики и математики. Я рос в препараторской кабинета химии и, как и все учительские дети, вообще не собирался идти в эту профессию.
Поэтому в свое время поступил в КубГУ на экономический факультет, где благополучно доучился до пятого курса. И вдруг гены взяли свое: понял, что хочу стать учителем. Забрал документы, поступил в Армавирский пединститут на заочное отделение и со второго курса стал преподавать физику и математику в небольшой сельской школе.
— От судьбы не уйдешь, верно?
— Это призвание, и с ним нужно родиться. Я сделал выбор по зову сердца. Мне нравится профессия учителя, нравится быть в центре внимания у детей, которые сидят передо мной. Нравится чувствовать себя причастным к формированию нового мира хоть на толику. И когда вижу прогресс ученика — это большое удовлетворение и радость. Приятно понимать, что в их успехах есть и моя заслуга.
Ребенок должен понимать, что человек, который занимает его время, полезен ему. Что эти сорок минут урока важнее, чем игрушка в телефоне
— Помните свой первый день в школе?
— Прекрасно помню! На тот момент мне был 21 год. Я устроился в маленькую хуторскую школу на 350 учеников и должен был провести урок физики в восьмом классе. И вот захожу к детям и вижу их глаза — они были еще более испуганные, чем мои. Начал их успокаивать. Наверное, тогда я больше для себя это все проговаривал. Мы с ними подружились и потихоньку начали вместе и учиться, и развиваться.
— Сложно было выстроить с ними отношения?
— Не сказал бы так. Стараюсь быть для детей наставником и советчиком. Выстроить отношения — не самый сложный процесс. Главное — показать детям заинтересованность в них. Ведь каждому ребенку важно, чтобы им искренне интересовались. Он должен понимать, что человек, который занимает его время, полезен ему. Что эти сорок минут урока важнее, чем игрушка в телефоне.
— Но, когда их тридцать человек, задача усложняется... В чем ваш секрет?
— Секретов нет. Я просто объясняю, зачем нужна математика. Не только, чтобы посчитать деньги в магазине. Взять, к примеру, те же игры — в них играть значительно проще и интереснее, когда ты видишь логику происходящего процесса. А логику как раз мы и познаем на уроках математики. Да и в любом другом предмете есть математика, причем зачастую она играет там ключевую роль. В биологии, химии, физике и даже литературе — везде есть основы математики.
— Как обычно проходит ваш день?
— С 8 утра начинаются уроки, после которых остаюсь в школе и проверяю тетради. Затем еду в АГУ, где до 18 часов провожу занятия по математике для студентов РЕМШ. Занимаемся три раза в неделю. А потом появляется время на отдых, которое трачу на подготовку к завтрашнему дню. Конечно, я хорошо знаю предмет, но сложность в том, что у меня есть только сорок минут, чтобы дать тему, успеть закрепить и отработать ее с детьми. Но бывает такой объем информации, что его нереально даже прочитать за это время. Поэтому приходится импровизировать. А любая импровизация хороша, когда она заранее отрепетирована. И так изо дня в день.
— А время на личную жизнь?
— В будние дни на нее времени уже не остается, а на выходных я делаю то, что накопилось за неделю. Помню, накануне моего первого дня в школе коллега спросила, женат ли я. Когда ответил, что нет, она сказала: «У тебя есть три дня, чтобы успеть». Не успел…
— Хотели бы снизить нагрузку?
— Ритм интенсивный, но мне нравится. Кто-то из великих сказал: «Найди себе работу по душе, тогда тебе не придется работать ни дня в жизни». Я с этим совершенно согласен! Захожу в класс, и мне это нравится. Проверяю тетради, и это доставляет мне удовольствие, даже если написано не то, что надо. У меня нет желания что-то поменять и тем более бросить. Наоборот, когда я представляю это, становится жутко. Даже думать не хочу о том, что можно уйти из школы.
— Посещает чувство усталости от детей? Откуда берете энергию, чтобы приходить на работу?
— Меня всегда мотивирует интерес — что будет сегодня. Интересно наблюдать за взрослением учеников и переменами в них. Они каждый день разные. Меняются, взрослеют, у них проявляются новые качества и черты характера, на которые интересно смотреть. Что они сегодня мне расскажут, попросят ли совета? Интересно, смогу ли привнести в процесс что-то новое? Я классный руководитель в седьмом классе, и это тоже интересная каждодневная работа по воспитанию и формированию личности каждого ребенка.
— Обучение детей для вас работа или нечто большее?
— Стараюсь относиться к процессу учебы как к работе, но у меня это не получается. Все равно к детям прикипаю. Мне нравится участвовать в их судьбе, всегда за них переживаю. Если могу чем-то им помочь, всегда это сделаю.
— Расскажите о своем опыте классного руководства…
— Так получилось, что эти дети в шестом классе остались одни, и я взял над ними руководство. Коллектив был не очень дружный — все разбились по группкам. Мы вместе с ними чуть меньше года, но за это время они сплотились, стали лучше успевать в учебе, появился один отличник, несколько хорошистов. До пандемии мы успели посетить фестиваль «Наука 0+» в АГУ, а затем только открывшийся Кванториум. У детей там глаза загорелись, и половина класса сразу же записалась в кружки «IT-квантум», «Робоквантум» и другие. Когда снимут ограничительные меры, планирую посетить с ребятами футбольный матч и какой-нибудь концерт, чтобы показать им и другие сферы жизни.
— Что самое сложное в профессии учителя?
— Количество отчетности и документации, все время новые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) и постоянно меняющиеся обстоятельства.
— Чем вы занимаетесь в свободное от математики время?
— Люблю читать. В основном это фэнтези, фантастика и отечественная классика. Взахлеб перечитал всего Шварца — насколько гениальный писатель был! А где Шварц, там и Григорий Горин. Обожаю Булгакова, как бы это банально ни звучало. Чем дольше живешь, тем глубже и больше понимаешь «Мастера и Маргариту». Когда в 11 классе читал это произведение, было совсем другое впечатление. Иногда, когда есть настроение, играю на гитаре или укулеле, пою. А могу провести вечер за компьютерными играми — обычные мирские интересы. Еще в свободное время занимаюсь самообразованием — читаю интересных авторов по психологии и педагогике, ищу что-то новое для себя.
— Поддерживаете связь с выпускниками?
— Всегда слежу за их успехами. Дети сами выходят на контакт. То у них вопросы по учебе, то вдруг хочется сказать слова благодарности — мне нередко пишут или при встрече говорят «спасибо». Это греет душу. В прошлом году пришло письмо из Новосибирска с открыткой, подписанной ректором НГУ: спасибо вам за подготовку студента. Это была замечательная история! Мой ученик поступил везде, куда хотел: МГУ, МФТИ, НГУ. Я посоветовал ему выбрать Новосибирск, потому что половина нобелевских лауреатов именно оттуда. Сейчас он учится на факультете фундаментальной физики. И вот была у них срезовая контрольная работа, где из 5 задач он решил 1,5. Он думал, что дело плохо. Но когда оглашали результаты, сначала назвали всех, кто получил «два», и эти студенты ушли. Затем тех, у кого «три» и «четыре». И вот в огромнейшей, как амфитеатр, аудитории осталось всего 5 человек. И преподаватель, проявляя уважение, поднялся наверх, сел рядом со студентами и начал знакомство. Оказалось, что те 1,5 задачи были очень сильным результатом. Я даже не представляю, что там было. Но это совершенно точно та ситуация, когда ученик превзошел учителя.
— Совсем скоро будет ваш профессиональный праздник...
— День учителя я называю «днем альпенгольда». Мне дарят много шоколадок, и я обожаю это, потому что сладкоежка. Часто ученики совершенно без повода оставляют у меня на столе конфетки, причем я даже не знаю, кто именно. А однажды нашел под дворником автомобиля листочек. Разворачиваю, а там красиво написанные фразы, которые я обычно произношу. Тогда рассказывал им о нуклеарном ядре и проводил образную аналогию с пчелиной семьей. И в процессе сказал, что то ли с латинского, то ли с греческого «нуклеус» переводится как «ядро». И вот я читаю на том листочке: «нуклеус (то ли с латинского, то ли с греческого) — домик для пчелочек». Вроде ничего такого, но если человек это запишет в конспект и выучит в такой формулировке, будет неловко. Тогда я сделал вывод, что надо быть особенно внимательным к тому, что и как говорю.
— Весной вы стали учителем года. Расскажете о конкурсе?
— Я стал победителем муниципального этапа. Региональный перенесли из-за пандемии, и, когда он будет, пока неизвестно. Самым сложным заданием для меня оказалось эссе — надо было написать о том, почему я выбрал эту профессию. А вот творческая визитка, наоборот, отлично удалась — плакали все: и коллеги, и зрители, и моя мама, которая пришла поддержать. Кстати, это моя вторая победа. Несколько лет назад участвовал в конкурсе «Педагогический дебют» для учителей со стажем до трех лет. Из 54 участников со всего Краснодарского края я попал в 15 лучших, затем вошел в пятерку, в тройку и в итоге стал победителем. Честно говоря, сомневался в победе до тех пор, пока мне не вручили диплом. И сразу после этого конкурса переехал в Адыгею. Коллеги тогда шутили, что бросил их. А я ответил: «Главное — что не бросил школу!»
Источник: Газета Советская Адыгея
Свежие комментарии