Природа этнонимов обусловлена необходимостью отличать одно общество от другого, это своего рода маркер распознавания «свой-чужой». Мотивировки связанные с этнонимами бывают разные, они могут происходить от имени родоначальника, это так называемые эпонимы, могут также производится от конфессионимов, от соционимов, от политонимов, наиболее регулярный случай, когда топоним определяет этнохороним, а потом конвертируется в этноним.
Бывают и случаи, когда имя народа происходит от названия деятельности, или по культурным особенностям, или характеристическим свойствам личности. Главное в этнониме – возможность идентификации членов одного общества от представителей другого общества. То есть, этноним – это некий отличительный условный признак, означающий культурное, лингвистическое и историческое единство народа, вокруг которого происходит консолидация, формирование его ядра. Этнонимы могут быть внешними, это так называемые экзонимы, также могут быть внутренними – эндоэтнонимы. В исторической лиПрирода этнонимов обусловлена необходимостью отличать одно общество от другого, это своего рода маркер распознавания «свой-чужой». Мотивировки связанные с этнонимами бывают разные, они могут происходить от имени родоначальника, это так называемые эпонимы, могут также производится от конфессионимов, от соционимов, от политонимов, наиболее регулярный случай, когда топоним определяет этнохороним, а потом конвертируется в этноним. Бывают и случаи, когда имя народа происходит от названия деятельности, или по культурным особенностям, или характеристическим свойствам личности. Главное в этнониме – возможность идентификации членов одного общества от представителей другого общества. То есть, этноним – это некий отличительный условный признак, означающий культурное, лингвистическое и историческое единство народа, вокруг которого происходит консолидация, формирование его ядра.
Этнонимы могут быть внешними, это так называемые экзонимы, также могут быть внутренними – эндоэтнонимы. В исторической литературе, особенно касающейся народов древних времён, всплывает много разных имён, из них лишь малая часть может быть идентифицирована. Отчасти это связано с тем, что авторы давали ни внешний и ни внутренний этнонимы, а только своё собственное придуманное наименование, так, например, Страбон описывая племена Восточного Причерноморья использовал имена, которые имеют значения в древнегреческом, например, «гениохи» – возчики, «фтирофаги» – поедатели сосновых шишек, «макропогоны» – длиннобородые, «керкеты» кормчие, «зиги» под игом, и т. д. Само собой разумеется, подобные наименования не позволяют современной науке идентифицировать этническую принадлежность народов. Единственное что остаётся, это по описаниям их культурных особенностей и мест локализации предполагать о этнической принадлежности.
В процессе исследований, очень важно обнаружить мотивирующий признак этнонимов, будь то экзоним, либо эндоэтноним. Например, кабардинцев одни соседние народы (народы «А») называют черкесами, а другие (народы «Б»), называют касогами, при этом никто не называл их собственным именем – адыгами. Именем черкесов они сами себя стали называть только в последнее время, под влиянием русского языка. Возникает три вопроса:
1) Почему кабардинцы сами себя ранее не называли ни черкесами, ни касогами?
2) Какой мотивирующий признак побуждает народы «В» использовать термин «касог» в отношении кабардинского народа?
3) Какой мотивирующий признак побуждает народы «А» использовать термин «черкес» в отношении адыгских народов?
Начнём с ответа на 1-й вопрос. Кабардинцы не называли себя черкесами, хотя имели в своём словарном фонде слово «шерджес» (заимствованная форма от слова «черкес»), потому что мотивирующий признак этого имени не соответствовал их самоидентификации. Другими словами, они не воспринимали себя черкесами, хотя знали это слово. А касогами они себя не называли, поскольку не имели в своём словарном фонде этого слова вообще.
Ответ на 2-й вопрос. Мотивирующий признак, почему сваны, мегрелы, осетины называют кабардинцев касогами (касаг, кашак, кешек), связан с наименованием в их языках Северокавказской равнины. То есть, называя данную равнину касожской, они это название переносят на население этой равнины. Кабардинцы – это касоги не потому что у них такая национальность, а потому что они насельники территории Касогии. В подтверждение этому можно взять аналогию из абхазского языка, где словом «Ашəадəы» буквально, равнина аланов-ассов обозначается Северокавказская равнина, а словом «ашəуа» букв. алан-ас – абазин. Получается, что мотивирующим признаком и слова «кашак» и «ашвуа» в отношении кабардинцев и абазин является наименование Северокавказской равнины.
Ответ на 3-й вопрос. На основании ответов на 3-й и 2-й вопросы, можно предположить, что и термин «черкес» также прямо не связан с адыгами. Это можно проверить с помощью объективного анализа исторических источников на предмет содержания этого термина.
В древнерусских источниках XV века, в описаниях за XII век, черкесами (черкасами) называются тюркские народности, находившиеся в полиэтническом союзе, который именовался Черными Клобуками. Теперь спрашивается, какая связь между «черными клобуками» и адыгами? Это вопрос для объективного исследователя. Необъективные исследователи предпочитают эту связь не замечать. И «черные клобуки» XII века и адыги XVI века объединены именем черкесов. Что это, недоразумение? Случайное совпадение? Ведь начиная с середины XII по конец XIV века термином «черкес» регулярно назывались контактировавшие между собой общества Приазовья, Крыма и Поднепровья. В то время — это территории различных тюркских народов, кипчаков, печенегов, узов, булгар, вероятно именно их периодически и называли черкесами. По всей видимости, связь между адыгами и тюрками косвенная: если для различных тюркских народов термин «черкес» был коллективным именем, то для адыгов – именем территории которую они позднее заняли. То есть, адыги после нашествия Тамерлана заселили Черкессию, принадлежавшую ранее тюркским народам, и потому стали называться черкесами.
Как известно, термином "черкес" после XV века назывались разные общества. Им назывались малороссийские казаки, казахи, обитающие между Каспийским и Аральским морями, алабугатские татары, кумыки и адыги. Казахи младшего жуза и алабугатские татары - народы ногайского происхождения, объединены вместе с кумыками тем, что это тюркские народности. Малороссийские казаки, в свою очередь, косвенно связаны с тюркским миром. Они назывались черкесами потому, что стали следовать тюркским традициям. Такие слова как "казак", "атаман", "кош" - имеют тюркское происхождение. Даже традиционная одежда казаков: шаровары, бешмет, чекмень, башлык, папаха, была заимствована у тюрков, были заимствованы и названия этой одежды. Адыги никак не связанные с тюркским миром, кроме того, что заселили территорию которая в Средневековье принадлежала этому миру. Мотивировку термина "черкес" в отношении адыгов следует связывать именно с этим обстоятельством. Также нужно учитывать, что к тюркским традициям относился и воинский социальный уклад, который также мог увязываться с этим термином. И который был характерен адыгскому социальному укладу.
Конечно, нельзя отрицать, что начиная с XVI века термин "черкес" в форме экзонима на Кавказе закрепился за адыгами, но зачем же отрицать, что этот термин означает и другие народы?! Нужно просто найти удовлетворительное объяснение.
Этот ролик был поставлен не случайно. Анекдот, который был рассказан в фильме "Всадник без головы" (1973 г.) вызвал бурю смеха поскольку интуитивно понятно каждому, что Колумб впервые высадившись на новом континенте, не мог знать его фауну, тем более не мог знать термины, которые означают её представителей. Употребление неизвестного слова в отношении неизвестного вида ничем не мотивировано. Также ничем не мотивировано использование термина "черкес" в отношении адыгов, если исключить социальную и топонимическую мотивировку этого термина.
#хазары #черкесы #касоги #кабардинцы #кипчаки #булгары #ногайцы #адыги #кумыки
Свежие комментарии