Сведения, собранные поручиком Вревским, заключаются в следующем: Подкупленный посольством нашим в Константинополе, Андрей Гай отправился в Анатолию, где, перехватив корреспонденцию Беля (См. письма Белла (№№ 128, 129, 130)), отдал ее в Трапезунде г. Чавкину. Корреспонденция эта находится теперь в С. Петербурге.
Приставши к восточным берегам Черного моря. Гай поехал в Тифлис, а оттуда в Ставрополь. Он имел свидание с г. корпусным командиром и начальником штаба Кавказской линии. Ему выдано было 200 червонцев. На эти деньги он купил разные товары и выдает теперь себя в горах за турецкого купца. Живет он недалеко от Екатеринодара в мирном ауле на левой стороне Кубани...
Сведения, собранные поручиком Вревским, заключаются в следующем:
Приставши к восточным берегам Черного моря. Гай поехал в Тифлис, а оттуда в Ставрополь. Он имел свидание с г. корпусным командиром и начальником штаба Кавказской линии. Ему выдано было 200 червонцев. На эти деньги он купил разные товары и выдает теперь себя в горах за турецкого купца. Живет он недалеко от Екатеринодара в мирном ауле на левой стороне Кубани.
До сих пор он еще не успел войти в знакомство или кунакство со многими горцами. Ему известны только двадцать фамилий (Каждая фамилия заключает в себе дворов от 60 до 80), которые желали бы смириться, но опасаются разорения и не высказывают вполне своего образа мыслей. Список некоторых из них при сем прилагается.
По мнению Гая, подкупить можно каждого горца, а имея на своей стороне главных узденей и дворян, они увлекут и остальную часть народа, т. е. рабов своих или вассалов.
Главное препятствие к покорению горцев есть, по, словам Гая, отсутствие кн. Сефер-бея, который несколько лет тому назад был послан для испрошения помощи у султана и теперь еще живет в Турции. По требованию нашего там посольства ему велено жить в Адрианополе; это сделано было для того, чтобы затруднять его сношения и удалить от английской пропаганды. От Порты Сефер-бей получает довольно скудное содержание: в день около двух рублей на наши деньги.
Кн. Сефер-бей — первенствующее лицо между шапсугами и натухайцами; возвратиться в отечество он не желает, опасаясь, что место его — главы народа — будет занято Чипуаками.
Если бы было возможно вытребовать или выманить кн. Сефер-бея из Турции в Анапу или даже в горы, то черкесы вскоре бы убедились в ничтожестве надежд на содействие Турции.
Поддержите проект:
Другие статьи:
«Декларация независимости Черкесии» кто ее написал для черкесов?
"Великое переселение" адыгских народов
Героическая оборона города Баязнет
тайные традиции шапсугов
Источник
Свежие комментарии