Южная граница расселения адыгов в течение XVI — начале XVII вв. изменялась, постепеннс продвигаясь на юго-восток в процессе ассимиляции "соседних адыгов" — абазин. Абазины — народность, родственная абхазам, но этнически стоящая между абхазами и адыгами...
Южная граница расселения адыгов в течение XVI — начале XVII вв.
изменялась, постепеннс продвигаясь на юго-восток в процессе ассимиляции "соседних адыгов" — абазин. Абазины — народность, родственная абхазам, но этнически стоящая между абхазами и адыгами. Даже сегодн* многие абазины, живущие в Адыгее и Карачаево-Черкесии, свободно говорят и по-абазински, г по-адыгейски. В настоящее время абазины живут в 15 селах и аулах Карачаево-Черкесии, а также рассеяны по Адыгее; преимущественно они проживают по верховьям рек Кубани, Большого и Малого Зеленчука. Общее количество абазинского народа — ближайших "родственников" абхазов и адыгов, — более 25000 чел.Первые упоминания о северокавказских абазинах в русских источниках относятся ко второй половине XVI в. Так, в 1559 г. упоминается при Московском царском дворе среди послов с Кавказа "абеслинские князья". В 1600 г. московскому послу в Лондоне был дан наказ указывать среди северокавказских "государств" — подданных московского царя, — и "абазу". Достоверным свидетельством пребывания абазин на Северном-Кавказе является и родословная кабардинских князей, доведенная до 1598 г., в которой упоминается дань с "абазинцев".
О роли кабардинцев в судьбе абазин размышлял Хан-Гирей в своих "Записках о Черкесии": "Кабардинцы, пользуясь превосходством своих сил над соседними с ними племенами, покорили их. Конечно, они не имели на то законных прав, но право сильного доставило им возможность лишить слабых свободы, за которую сами неоднократно кровь свою проливали ручьями, отражая войска крымских ханов. Важнейшими жертвами алчности могущественных тогда кабардинцев были "абазины шестиродные". В описываемое время (конец XV — начало XVII вв.) турецкий автор Эвлия Челеби отмечает несколько этнических групп абазин, находившихся между Бзыбью и Туапсе, говоривших "и по-абазински, и по-черкесски": смешанная абазо-адыгская группа хамыш ("кумыш"); саджа-садзы-джигеты-абхазцы; близкородственные абазины; суджа-вапихи-убыхи, родственные и черкесам и абхазцам; ашегали; суук-су и другие. Абазины в его время жили преимущественно между адыгами и северо-западнее Туапсе — у Анапы вплоть до Кубани.
Абазины, как и адыги, были политически раздроблены. В XVI-XVII вв. они разделялись на две большие группы — таланта и шкаруа (шкарауо). Черкесы называли тапантовцев "басхяг", а ногайцы именовали их "алтыкесек абаза" ("абазины шестиродные"). На карте Кабарды 1744 г. территория тапантовцев разделена на Нижнюю, Среднюю и Екепцокскую Абазы. К группе таланта относились: лоовцы, бибердовцы, дударуковцы, клычевцы и джантемировцы. Сведения об абазинах-шкаруа скудны. По источникам XVI в., к группе шкаруавцев-ашхарцев относились: там, кизилбек, чегрей (чаграй), баракай, мысылбай и башилбай. Позже, в XVII в., известны следующие их подразделения: башилбаевцы, мысылбаевцы, чаграй (шах-гиреевцы), баговцы (баракаевцы). Кроме них, по сведениям Э. Челеби (1666), в горах вдоль Черноморского побережья проживали такие общности, как арат, садаша, камыш, дженби, савук, ашаги, юкары, карышан.
Свежие комментарии