Мужество - большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности. Традиционно все это связывают с чертами настоящего мужчины, воина, рыцаря, и нет, следовательно, ничего удивительного в том, что в основе термина "мужество" лежит слово "мужчина" ( л1ы - "мужчина", л1ыгъэ - "мужество") О мужественном человеке говорят: Л1ЫГЪЭ ХЭЛЪЩ - "обладает мужеством".
Но можно ограничиться коротким л1ы, л1ыщ - "мужчина".Мужество - большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности. Традиционно все это связывают с чертами настоящего мужчины, воина, рыцаря, и нет, следовательно, ничего удивительного в том, что в основе термина "мужество" лежит слово "мужчина" ( л1ы - "мужчина", л1ыгъэ - "мужество")О мужественном человеке говорят: Л1ЫГЪЭ ХЭЛЪЩ - "обладает мужеством". Но можно ограничиться коротким л1ы, л1ыщ - "мужчина".
К экстремальным ситуациям, когда исполнение долга чести сопряжено с риском для жизни, приурочены высказывания:
Е УЛ1ЫН , Е УЛ1ЭН - "Мужество или смерть";
Л1ЫГЪЭР АЖАЛЫМ ЩЫЩТЭРКЪЫМ - "Мужество не знает страха перед смертью". Словом, это социальная обязанность и ценность высшего порядка, перед которой меркнет ценность самой жизни.
Большой нравственной силой обладает афоризм Л1ЭНЫМ Л1ЫГЪЭ ХЭЛЪЩ - "В смерти заключено мужество". При всех обстоятельствах необходимо принять смерть с честью - без паники, без жалоб, с благодарностью к близким. Недаром говорят: УЛ1ЫН - ЗЫ, УЛ1ЭН - Т1У - "Быть (жить) мужчиной - во-первых, умереть мужчиной - во-вторых". Идеал мужества - достойная жизнь, заканчивающаяся не менее достойной смертью.
С общей направленностью этих рассуждений согласуется идея сложности и многогранности мужества. Помимо храбрости, воинской доблести, в семантическом поле данной категории базисные моральные качества: ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ...
Аналогом мужества является благородство - Ф1Ы, Ф1ЫГЪЭ и отсюда определения: Ц1ЫХУФ1- "благородный человек", Л1ЫФ1 - "благородный муж". Сложилось мнение, что благодаря мужеству наилучшим образом проявляются лучшие человеческие свойства, в том числе доброта и сострадание. Иногда они прямо соотносятся с мужеством. К примеру, в Толковом словаре адыгейского языка человечность определяется как мужество - лIыгъэ и сострадание - гущIэгъу (Хатанов, Керашева 1960, 630). Если человек добродетелен, о нем говорят: Л1ЫГЪЭ ХЭЛЪЩ - "обладает мужеством". Так характеризуют и мудрого старца, и скромного, исполнительного юношу, и прекрасную хозяйку, хранительницу домашнего очага.
📌 💂 Парадигма мужества, ее тесная связь с понятиями совести, чести, благородства, как нельзя лучше отображается в суждениях, высвечивающих черты, несовместимые с образом настоящего мужчины :
● Л1ым и л1ыгъэ лэгъунэм щи1уатэркъым - "Настоящий мужчина не похваляется своими подвигами в гостиных"
● Л1ы и псалъэ епц1ыжыркъым - "Настоящий мужчина не изменяет своему слову"
● Л1ыр итам щ1эфыгъуэжыркъым - "Настоящий мужчина не жалеет о дареном"
● Езым хуэдэл1 зыубыр л1ыкъым - "Кто хулит такого же мужчину, как и он, тот не мужчина"
● Л1ым лIы ишхыжыркъым - "Истинный мужчина не учиняет расправу над таким же мужчиной, как он сам"
● Л1ым зигъэгусэркъым - "Истинный мужчина не обижается"
Таким образом, МУЖЕСТВО - сплав собственно волевых и моральных качеств. В сущности, термин "Л1ЫГЪЭ" охватывает все наиболее важные нравственные ценности, но с заметным акцентом на волевых усилиях и качествах, необходимых для поддержания и развития морали. Происходит, иначе говоря, взаимный обмен значениями: волевые свойства (храбрость решительность, стойкость и т. д.) оказываются в ореоле высокой нравственности и, напротив, общеизвестные нравственные качества (щедрость, человечность, справедливость, деликатность и т. п.) предстают как проявления истинного мужества. Это ведет к взаимному усилению ценностей: воля укрепляется и облагораживается нравственностью, нравственность повышает свою весомость и значимость за счет воли.
Легко представить негативные следствия устранения подобных связей: воля превратилась бы в слепую и неуправляемую силу, а нравственность лишилась необходимой энергии.
С идеей природного мужества связан афоризм Л1ЫМ И К1УЭЦ1 Л1Ы ИТЩ -букв.: "Внутри мужчины - мужчина". Из этого следует, что об истинно мужских качествах нужно судить не по внешнему облику, а по внутренним, скрытым от глаз качествам органа мужества - сердца.
Разумеется, идеальным считается гармония внешних признаков мужской силы, и внутренних, подлинно мужских свойств - храбрости, отваги, самообладания. Поэтому, отдавая должное могучему телосложению, большой физической силе, адыги с уважением, даже восхищением говорят: ШАДЖАЩЭ - "богатырь", Л1Ы БЛАНЭ - "силач", Л1Ы БЖЬЫФ1Э - "статный". Однако в конечном итоге не внешние признаки, а внутренняя энергия или сила духа считается высшей инстанцией мужества. Только она и определяет характер действий человека в минуту опасности.
Для черкеса нет большей похвалы, чем отзывы типа: Л1ЫГЪЭ ХЭЛЪЩ - "обладает мужеством"; Л1ЫФ1Щ - "благородный муж"; Л1ЫХЪУЖЬЩ- "герой".
Мужество проявляется по-разному в зависимости от целей и условий, от содержания и обоснования выполняемой деятельности. Еще Аристотель, подчеркивая, что "люди бывают мужественны по разным причинам", выделял пять видов мужества: гражданское, воинское (мужество опытных), от незнания, от гнева, от самонадеянности (Аристотель 1983: 110-115). Это поучительная классификация. Однако нужно помнить, что внутренним основанием для выделения трех последних видов мужества является либо дефицит информации, либо та или иная форма невежества (!!) и помутнения сознания. Поступки, совершаемые по этим причинам, отличаются, как указывал сам Аристотель, сравнительно низким социальным и нравственным качеством. Что же касается адыгской этики, то она отвергает связь таких действий с мужеством, требует отменить любую инициативу, возникающую под влиянием гнева, самонадеянности, при отсутствии необходимой информации. Вспомним указание Ж. Казаноко: ГУБЖЬ КЪЫСПКЪЫРОШАСЭ ЖЫП1ЭУ 1УЭХУ ИУМЫХЬЭЖЬЭ - "Охваченный гневом к делу не приступай". Или частично уже упоминавшиеся ранее изречения типа: "Разум ставь впереди мужества"; Л1ым фэ теткъым жып1эу иумыку - "Не храбрись, когда противник невзрачный"; Мащ1эщ жып1эу утемыгушхуэ - "Не храбрись, когда враг мал числом" и т.д.
Перед нами взвешенное отношение к мужеству, характерное для обществ с развитой моральной рефлексией.
📌 Адыгская этика предлагает концепцию нравственно наполненных и обоснованных видов мужества и в этом качестве выделяет:
● ДОБЛЕСТЬ
● СТОЙКОСТЬ
● ТОЛЕРАНТНОСТЬ
● БЛАГОРОДСТВО
Они взаимно дополняют, усиливают, поддерживают друг друга. Доблесть побеждает угрожающий нравственности страх; стойкость противостоит разрушительному действию страданий, лишений, страстей; толерантность позволяет воздержаться от импульсивных реакций, необдуманных поступков; и, наконец, мужество-благородство является источником великодушия, справедливости, самоотверженного служения людям.
(Источник: Бгажноков Б. Х., "Адыгская этика")
Свежие комментарии