На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Основы понятия Хабзэ

Трудное сейчас время. Мало того, страшное, опасное. Самых сдержанных, выносливых мужчин заставляет роптать, самых трудолюбивых, заботливых женщин - тревожиться о будущем своих детей, внуков. Никто не может сказать, чего можно ожидать завтра. Как в средние века, пастух выходит в поле с оружием. И тех, кто у себя дома, не отпускает страх.

День ото дня растет число домушников, так называемая организованная преступность захлестнула страну. Одним словом, полный разул мошенников, воров как внизу, так и наверху.

Основы понятия Хабзэ Трудное сейчас время. Мало того, страшное, опасное. Самых сдержанных, выносливых мужчин заставляет роптать, самых трудолюбивых, заботливых женщин - тревожиться о будущем своих детей, внуков. Никто не может сказать, чего можно ожидать завтра. Как в средние века, пастух выходит в поле с оружием. И тех, кто у себя дома, не отпускает страх. День ото дня растет число домушников, так называемая организованная преступность захлестнула страну. Одним словом, полный разул мошенников, воров как внизу, так и наверху. Все хапают, что метут. И это называется приватизацией, рыночной экономикой. Соседи не доверяют друг другу. Где те времена, когда в селениях люди ночью спали с открытыми окнами, а двери были настежь?.. Никому и в голову не приходило позаботиться о железных решетках, щеколдах, засовах. Не то что металлические ворота, уже бронированные двери не гарантируют безопасности. Стоит к иному соседу постучаться, чтобы пригласить его на день рождения внучки, так он сначала посмотрит на тебя в циклопекий “глазок”, потом осведомится вслух, кто ты, затем приоткроет тяжелую дверь, не снимая, однако, цепочки, и лишь после всего этого недовольно спросит, по какому праву ты его пугаешь, тревожишь. Это при наших-то “богатствах”. Наши дома, квартиры с зарешеченными окнами и массивными дверями стали похожи на тюремные камеры. Куда ни посмотри, везде одно и то же. Слухи одни страшнее других. Как поется в песне: “Девять граммов в сердце...” Лишить человека жизни - сущий пустяк, что раздавить букашку.В такие тревожные времена разжечь, натравить один народ на другой - ничего не стоит. Даже пустяковое дело. Трудно стать между ними и примирить, пока назревающий конфликт не принял страшный оборот: с кинжалом, винтовкой, автоматом, да что там — с танками, бронемашинами, самолетами, которые в таких случаях не поднимаются в небо без бомб, (хорошо, не атомной или водородной). А еще труднее после столкновений, после пролитой крови примирить враждующих. Адыги говорят: “Ничто так долго не сохнет, как кровь”. Уважающий, дорожащий своей честью мужчина никогда не забывал об этом. Кровь не прощали, хотя и было время, когда за нее откупались, платя лъыуасэ (цена крови). Но на это мало кто соглашался. Цена крови - кровь. А это'- погибель враждующих, страшное горе и огромное несчастье.Поэтому старейшины родов, фамилий старались любые бытовые разногласия не доводить до крови, с чрезвычайной осторожностью относились к такому обычаю, как кровная месть. Поссорившихся, конфликтующих между собой людей пролитая кровь отдаляла друг от друга, превращая в заклятых, непримиримых врагов. При этом мстителю никогда не доставляло полного удовлетворения чувство исполненного долга. Он, как свидетельствовали те, кому в далеком прошлом выпала такая страшная доля, постоянно поглядывал на свои руки. У крови всегда крепкая память. Она всякий раз жжет мужскую честь и совесть. Но бывает, что кровь роднит чужих людей как братьев. В этом случае она, подобно материнскому молоку, кровников мирит, враждующих превращает в друзей. Любое начало имеет конец. Поэтому, видимо, адыги (черкесы) говорят: “Если б люди не уступали друг другу, не шли бы на компромисс, убийствам не было бы конца”. Будем надеяться, что придет конец и этому очередному беспределу в стране, по словам Ф. Достоевского, нищей, но тщеславной. И будем надеяться, что насытится и успокоится Молох, который проснулся в людях.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх