На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Какой была черкесская усадьба?

Адыгская домостроительная культура имеет древние традиции. Черкесы выбирали для поселения территорию, к которой прилегали удобные сельскохозяйственные земли, сенокосы, леса и источники питьевой воды...

Какой была черкесская усадьба?

Адыгская домостроительная культура имеет древние традиции. Черкесы выбирали для поселения территорию, к которой прилегали удобные сельскохозяйственные земли, сенокосы, леса и источники питьевой воды.

Устройство адыгской равнинной усадьбы

Представленный в музее макет воспроизводит устройство адыгской равнинной усадьбы. Обычно она состояла из трех дворов в общей ограде, при этом каждый ее двор был отгорожен от другого.

Центральное место в усадьбе занимал «унэшхо» — большой дом, где жила вся семья. Он располагался в главном дворе боком ко входу с улицы. Адыги возводили жилища из плетеных конструкций, а камень не использовали — чтобы никто не мог заподозрить их в трусости и желании спрятаться от какой-либо опасности. В строительстве адыги не применяли ни гвозди, ни металлические скобы, а отдельные элементы скрепляли путем простой врубки. Дом несколько раз обмазывали снаружи и изнутри глиной, смешанной с соломой, после чего белили. Крышу, как правило, четырехскатную, покрывали камышом, соломой или осокой, а чтобы защитить дом от дождя и зноя, по его периметру сооружали специальный навес на вбитых в землю деревянных колоннах.

Внутри адыгский дом был разделен на две половины с двумя отдельными входами: правую для мужчин и левую для женщин. Такое устройство позволяло молодым женщинам соблюдать «обычай избегания» и не показываться на глаза старшим мужчинам.

Интерьер адыгского жилища был скромен. Обязательным атрибутом был очаг с отводной трубой (дымарем), обмазанной глиной. Обычный набор мебели включал в себя низкие деревянные диваны, покрытые циновками и подушками, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками. Разнообразную утварь хранили в открытых настенных шкафах.

Черкесы были знамениты своим радушием. Всякого гостя они считали священным, независимо от его веры и национальности. Поэтому на самом удобном месте центрального двора возводили «хьакIэщ» — гостевой дом. Рядом с ним находилась коновязь — ветвистое дерево, под тенью которого путник мог отдохнуть. Двери «хьакIэщ» были открыты днем и ночью, и гость мог зайти в него в любое время.

«Путник может проехать всю страну насквозь без копейки денег - и нигде его не задержат, и в каждом дворе, куда он зайдет он найдет кров, постель и еду для себя, стойло и корм для своей лошади. Можно, не спрашивая разрешения, сойти с лошади перед саклей и войти в нее - таков обычай».

Теофил Лапинский, польский офицер и мемуарист

Адыгский писатель Адиль-Гирей Кешев писал:

«Кунацкая [приют для гостей — прим.ред.] для черкеса то же, что кофейни, клубы, трактиры в Европе, с той огромной разницей, что в кунацкую даром входит всякий желающий. В ней черкесы едят, пьют, веселятся за счет хозяина, обсуждают свои дела и набирают новостей в таком количестве, что их не уместишь даже на столбцах любой газеты».

На главном дворе усадьбы находились все хозяйственные постройки. Так, на макете невдалеке от основного дома видна пекарня, рядом с ней — курятник, затем следуют два плетеных амбара для хранения зерна и навес для сельскохозяйственной утвари.

К главному двору примыкали скотный двор с сараем и плетеными яслями для корма и хозяйственный двор, где располагались все постройки для молотьбы и просушки сена. Отхожие места устраивали где-нибудь в отдельном углу усадьбы их, как правило, всегда было два: отдельно для мужчин и для женщин.

Полное наименование: Макет адыгской усадьбы
Автор: Плетнева О.Л., Подлепич В.Ю.
Дата создания: 2001 год
Техника: Дерево, солома, пенопласт
Размеры: 35х127х220 см
Коллекция: Национальный музей Республики Адыгея

Поддержите проект:

Другие статьи:

Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России, часть 2 (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, 1899, т. 26)

Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX в. (1982)

Рассказ о том как шапсуги разрушили русский форт

Интересный факт о создании флага, которому более 200 лет

Как проходили священные моления у адыгов(черкесов)?

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх